ПРАВО.ru
Законодательство
19 февраля 2020, 15:37

Госдума одобрила расширение полномочий ФАС

Согласно одобренному депутатами в первом чтении законопроекту, Федеральная антимонопольная служба сможет проводить выемку документов и предметов по антикартельным расследованиям и получать объяснения у должностных лиц компаний.

Госдума на пленарном заседании в среду рассмотрела правительственный законопроект о внесении поправок в закон «О защите конкуренции». Документ предлагает закрепить за ведомством права на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи в рамках расследований, связанных с установлением антиконкурентных соглашений, говорится в пояснительной записке. ФАС также сможет вести реестр юридических лиц-участников ограничивающих конкуренцию соглашений.

Как указывают авторы законопроекта, антиконкурентные соглашения и согласованные действия представляют серьезную угрозу экономике. При этом количество нарушений в этой сфере ежегодно растет: в 2017 году было возбуждено 689 дел, в 2018 году – 761 дело, а в первом полугодии 2019 – 372 дела. «Антиконкурентные соглашения выявлены в сфере государственного оборонного заказа. В списке «потерпевших» от сговоров на торгах оказались Минобороны, ФСБ, МВД, ФТС, ФНС, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия», – говорится в записке.

По оценкам экспертов, ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5–2% размера ВВП ежегодно, а завышение цен в случае картелей на торгах достигает 30% (начальной стоимости предмета торгов), завышение цен картелями на товарных рынках составляет 18%, трансграничными, международными картелями – 23%.

Изменения в законодательство назрели, считают авторы инициативы, ведь деятельность картелей и методы их противодействия антимонопольным расследованиям совершенствуются. Но при совместном расследовании дел об антиконкурентных соглашениях МВД и ФСБ не могут передавать в ФАС всю информацию, так как это не предусмотрено действующим законодательством об оперативно-разыскной деятельности. Хотя для налоговых органов такая возможность прописана, отмечают авторы поправок. Поэтому законопроект призван синхронизировать взаимодействие с МВД и ФСБ, расширить инструменты ФАС при расследовании картельных соглашений и усилить административную и уголовную ответственность участников сговоров.

Замруководителя ФАС Андрей Цариковский в ходе представления законопроекта особо подчеркнул, что эти поправки ни в коем случае не ущемляют права предпринимателей. «В случае принятия Госдумой законопроекта в первом чтении мы готовы к его широчайшему обсуждению, потому что здесь нужно найти баланс между эффективным расследованием картелей и правами бизнеса», – отметил Цариковский.

Ранее против отдельных положений законопроекта высказались и представители бизнеса. В частности, РСПП предлагает отказаться от создания нового реестра, а включать участников, ограничивающих конкуренцию соглашений, в существующий реестр недобросовестных поставщиков, сократив срок их нахождения в этом списке. Кроме того, организация выступает против наделения ФАС правом требовать передачу персональных данных и сведений об абонентских услугах в рамках проверок. Также предприниматели хотят исключить из поправок полномочие ФАС на проведение изъятия документов, поскольку это может привести к злоупотреблениям и коррупции. РСПП не поддерживает передачу результатов оперативно-разыскных мероприятий ФАС, потому что они могут содержать личную переписку. Это, по мнению РСПП, лишает бизнесменов гарантированного Конституцией права на неприкосновенность частной жизни.

Начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев считает, что введение реестра – дополнительная мера по профилактике антиконкурентных соглашений. А изъятие документов – необходимость, так как сотрудники ведомства часто сталкиваются с «активным противодействием» при проведении проверок с сокрытием и уничтожением информации.

Законопроект № 848392-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».