ПРАВО.ru
Практика
25 февраля 2020, 9:23

Крупные банки откажутся от бумажных договоров с клиентами

Предполагается, что это ускорит обслуживание в офлайне и устранит необходимость посещать отделение.

Как сообщают «Известия», подписывать документы о выдаче кредита, открытии счёта, вклада или выпуске карты исключительно в виртуальном режиме планируют в Сбербанке, ВТБ, Альфа-Банке, Райффайзенбанке, Промсвязьбанке, МКБ, «Открытии», Почта-банке, банке «Санкт-Петербург», РНКБ и ОТП банке.

Благодаря отказу от бумаги малый бизнес сможет оформить кредит за три минуты, деньги окажутся на счёте клиента через 10 минут. Раньше этот процесс мог занимать несколько дней, отметили в Сбербанке.

В ВТБ обещают перейти на безбумажные технологии уже к концу I квартала 2020 года, в Альфа-Банке – к концу 2021 года. 

Возможность утраты договора, потерь данных из-за сбоев в банковской системе кредитные организации отрицают. По мнению партнёра коллегии адвокатов Pen & Paper Pen & Paper Региональный рейтинг Станислава Данилова, это отнюдь не ключевой риск для клиента. Главная угроза – одобрение таких условий договора, на которые в бумажном виде клиент не согласился бы. Электронная форма способствует подписанию документов «не глядя», как лицензионные соглашения или условия использования в мобильных приложениях. «В цифровом формате часто одни документы отсылают к другим. Это затрудняет установление конкретных условий обслуживания», – заявил адвокат (цитата – «Известия»).

По мнению директора операционного развития банка «БКС Премьер» Ивана Мазова, с внедрением биометрии безбумажные технологии будут развиваться ещё активнее. При этом риски для клиента не возрастают, а снижаются. Уход от бумаги позволит использовать несколько способов подтверждения: через личный кабинет и по SMS, а в будущем и по биометрии. Ещё один плюс заключается в минимизации человеческого фактора. Кроме того, безбумажный документооборот поспособствует снижению расходов, связанных с обработкой, логистикой и хранением документов. Экономия на обслуживании может составить 20–30%, 50% или даже 90%, полагает Мазов.

В Банке России считают, что в целом цифровизация повышает доступность финансовых услуг и оперативность совершения сделок. Но заключение договоров без личного присутствия сторон – это обстоятельство, повышающее риск. Вне зависимости от формата составления документов кредитные организации должны доводить до потребителей информацию о предоставляемой финансовой услуге и её основных характеристиках, отметили в ЦБ.