ПРАВО.ru
Практика
26 февраля 2020, 10:14

Россия рассказала ООН о национальном законодательстве

Власти РФ направили свои замечания к проекту «Общее замечание» к ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Российское правительство направило в ООН рекомендации о том, как государствам-участникам всемирной организации следует трактовать право граждан на свободу собраний.

Как сообщает «Коммерсант», власти РФ высказали своё мнение о проекте «Общее замечание» к ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой закреплено право граждан на мирные собрания. «Замечание» послужит разъяснением того, как ООН понимает это право и в каких случаях оно может быть ограничено. Документ будет носить рекомендательный характер. 

РФ выступила против включения в проект «Общее замечание» фразы «непризнание права на участие в мирных собраниях является признаком репрессий». По мнению российского правительства, это утверждение «носит субъективный оценочный характер и не имеет под собой какой-либо международной признанной нормативно-правовой базы». Россия отметила, что «некая презумпция мирного характера собраний неизвестна международному праву».

В проекте документа ООН говорится, что право на мирные собрания может быть ограничено для защиты «общественной безопасности». Уточняется: поводом для запрета может быть только «значительный и непосредственный риск возникновения угрозы безопасности людей, их жизни или физической неприкосновенности», а также «аналогичный риск серьёзного ущерба имуществу». Россия считает, что в этом перечне следует упомянуть «здоровье и психологическую неприкосновенность» граждан, не поясняя, что имеется в виду. РФ также назвала ещё одно основание для запрета – «угроза возникновения насилия в результате проведения массового мероприятия».

Из другого пункта проекта ООН следует, что государства должны приложить «особые усилия» для защиты права на собрания «лиц, подвергающихся дискриминации».

«Это включает обязанность защищать участников от нападений, вызванных гомофобией, сексизмом или гендерной дискриминацией», – уточнил комитет ООН. Этот пункт не понравился российским властям. Они назвали его «попыткой создания некоего привилегированного режима защиты отдельных категорий лиц». РФ отметила: право на мирные собрания и так гарантируется всем лицам вне зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религии <...> или иного обстоятельства».

ООН предлагает прописать, что запрет мероприятия по причине «защиты нравственности» должен вводиться только «в исключительных случаях». Россия считает эту инициативу «не вполне обоснованной». «Принимая во внимание отсутствие в международном праве определения термина «мораль», подходить к данной теме необходимо с учётом национальных, исторических, религиозных и иных особенностей каждого конкретного государства. Навязывание в этом вопросе каких-то универсальных подходов недопустимо», – полагают российские власти. Вместе с тем в ответе РФ также отмечается, что «ограничения могут быть правомерны» в отношении нацистской символики, «приветственных жестов» и «других отличительных структур, признанных преступными Нюрнбергским трибуналом».

В числе других предложений ООН – отдельно оговорить в проекте недопустимость воспрепятствования работе журналистов и правозащитников на массовых мероприятиях, «даже если они объявлены незаконными». Россия в этом необходимости не видит. Власти РФ также предложили дополнить проект положением о важности соблюдения баланса интересов частных предприятий и граждан, реализующих своё право на участие в соответствующем публичном мероприятии.

По мнению ООН, «превентивное задержание» лиц с целью помешать их участию в мероприятии «несовместимо с правом на мирные собрания». Это может быть сделано лишь «в исключительных случаях», когда «властям действительно известно о намерении этих лиц участвовать в актах насилия или подстрекать к ним». Организация также считает, что использование «сотрудников в штатском» на митингах «должно быть разумно необходимым». В своём ответе российские власти отметили, что «безоговорочное следование указанным предписаниям может существенно снизить способность правоохранительных органов эффективно и оперативно реагировать на противоправные проявления в преддверии или в ходе массовых мероприятий, а также создать серьёзные риски для безопасности их участников».

РФ также не согласилась с положением о том, что организаторы мероприятий не должны нести ответственность за действия их участников. «Обеспечение мирного характера массовых мероприятий во многом зависит именно от организаторов. Российская сторона не видит оснований выводить их из-под ответственности в случае, когда их действия явились причиной причинения ущерба».