ПРАВО.ru
Коронавирус
3 апреля 2020, 8:39

Московские суды начали продлевать аресты заочно

При этом адвокаты не могут пообщаться с клиентами.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, кроме случаев, исключающих возможность его доставления в суд, сообщили «Ведомостям» в Мосгорсуде. Сейчас это связано с эпидемиологической обстановкой в Москве. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании обязательно.

УФСИН по Москве из-за распространения коронавирусной инфекции с 31 марта прекратило прием подозреваемых и обвиняемых в семь из восьми подчиненных ему следственных изоляторов и приостановило их вывоз на судебно-следственные действия.

«Вместо того чтобы в условиях пандемии по возможности изменять меру пресечения лицам, обвиняемым в ненасильственных преступлениях, государство пошло по пути наименьшего сопротивления, перестав доставлять этих лиц в суды, закрыв возможность их общения с адвокатами», – возмущен адвокат Дмитрий Соколов, у которого в первый же день карантина в судах состоялось два заочных ареста.

Адвокат Мария Эйсмонт рассказала, что в случае ее подзащитного (его обвиняют в оправдании терроризма) Чертановский суд решил рассматривать дело заочно на основании подписанной дежурным фельдшером изолятора «врачебной справки», в которой говорится, что в связи с введением ограничений выезд за пределы учреждения приостановлен «до особого распоряжения». Суд пришел к выводу, что это является обстоятельством, исключающим возможность доставления обвиняемого в суд, и продлил ему арест заочно. При этом карантин не препятствует проведению следственных действий с подозреваемыми, они идут полным ходом, отметила Эйсмонт.

Суды просто облегчили себе жизнь, считает Юрий Синельщиков, депутат Госдумы и бывший заместитель прокурора Москвы. Карантин – это не та ситуация, которую следует трактовать как невозможность присутствия подозреваемого или обвиняемого в суде. Можно использовать видео-конференц-связь или проводить выездные заседания. Он считает, что в последний раз упрощенное судопроизводство в стране вводилось во время войны, вряд ли нынешнюю ситуацию следует рассматривать как сопоставимую. «Думаю, что это поправят», – говорит Синельщиков. Он не исключает, что ситуация потребует принятия специального закона, регламентирующего подобные ситуации.