ПРАВО.ru
Законодательство
22 апреля 2020, 10:13

Власти отказались от идеи присваивать коллекторам цифровые псевдонимы

Минюст также передумал регламентировать использование роботов-коллекторов и допускать профессиональных взыскателей к долгам по ЖКХ.

Как пишет РБК, из доработанной версии поправок в закон «О взыскании» исчез пункт о том, что коллекторы в разговоре с должником смогут представляться цифровыми идентификаторами, а не полными именами.

Также в новую редакцию не попало понятие «робот-коллектор». Первоначально планировалось приравнять звонки с помощью автоматизированных систем к звонкам от сотрудников. Такие контакты считались бы непосредственным взаимодействием с клиентом, и должники получили бы возможность ограничить частоту звонков от роботов-коллекторов.

Минюст не стал расширять и возможности должников. Так, из законопроекта исчезло положение о том, что клиент может отказаться от общения со взыскателями, направив обращение по электронной почте. У должников сохранится возможность отправить такое заявление заказным письмом по почте или передать через нотариуса.

Не исключается, что в обновленную редакцию закона «О взыскании» не войдет статья об обязательной досудебной процедуре взыскания задолженности. Предполагалось, что кредитор может подать иск в суд о возврате долга только после отказа от должника платить.

Авторы поправок отказались от идеи допустить коллекторов к взысканию долгов за коммунальные платежи, на чем настаивали участники рынка. 

При этом, новый документ расширяет контроль за банками, МФО и другими кредиторами, для которых взыскание долгов с граждан не считается основной деятельностью. Они смогут вести такую работу только после включения в специальный государственный реестр ФССП, в который должны входить все компании, в чьих учредительных документах указано, что они занимаются возвратом задолженности физлиц.

Участники рынка считают, что новая версия законопроекта недостаточно подробная, заявил президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. «Уже сейчас видно, что текст создает еще больше возможностей для ухода из-под надзора уполномоченного органа. Нас такое положение не может устраивать, так как мы считаем, что только действенный надзор, обеспеченный цельным и непротиворечивым регулированием, может помочь всем нам навести порядок в этой сфере», - пояснил Мехтиев.