ПРАВО.ru
Практика
11 июня 2020, 9:56

Банки попросили о блокировке сомнительных операций без ответа клиентов

Действующий закон предусматривает: банки должны возобновлять подозрительные операции через два дня блокировки, даже если не получилось подтвердить легитимность перевода у клиента. Кредитные организации считают, что этого срока недостаточно.

Банки предложили ЦБ блокировать денежные переводы с признаками операций, совершённых без согласия клиента, если тот не вышел на связь с кредитной организацией. РБК сообщил об этом со ссылкой на сводный документ предложений участников платёжного рынка для «регуляторной гильотины» ЦБ.

Согласно действующему законодательству, банк должен возобновить проведение сомнительной операции, если клиент не вышел на связь в течение двух рабочих дней. Банки просят убрать эту норму из закона «О национальной платёжной системе».

«Исходя из практики это нецелесообразно, поскольку за два рабочих дня клиенты могут не успеть понять, что стали жертвой мошенничества», - отмечается в обосновании предложения, автором которого является Тинькофф Банк. 

ЦБ рекомендовал Ассоциации ФинТех (АФТ) подготовить дополнительную аргументацию. АФТ это сделала. Предложения банков-участников ассоциации рассмотрят при обсуждении вопроса о сокращении избыточных норм, отметили в Банке России.

ВТБ, Почта Банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и МКБ поддержали инициативу. По словам представителя ВТБ, если клиент не вышел на связь в течение двух дней, остаётся высокий риск того, что операцию совершил злоумышленник.

«Часто при мошенничестве клиенты не обращаются в банк для отказа от операций в течение двух дней, так как они ее не совершали и не следят за сообщениями. По закону такие операции возобновляются, и средства уходят мошенникам», - рассказал вице-президент, директор по безопасности Почта Банка Станислав Павлунин. По его мнению, из закона также нужно исключить норму о возобновлении операции после связи с клиентом, поскольку мошенник может прикинуться клиентом, предварительно узнав нужные данные о нём, позвонить в банк и попробовать разблокировать операции.