ПРАВО.ru
Законодательство
18 сентября 2020, 14:19

Минфин предложил список оснований для отказа в приёме налоговых деклараций

Минфин предложил список оснований для отказа в приёме налоговых деклараций
Ведомство планирует усовершенствовать борьбу с подачей притворных деклараций, но ряд опрошенных экспертов полагает, что поправки могут осложнить жизнь и добросовестных налогоплательщиков.

Министерство финансов опубликовало на regulation.gov.ru проект федерального закона, который определяет закрытый перечень оснований для отказа в приёме деклараций от налогоплательщиков. Авторы инициативы предлагают внести изменения в ст. 80 и ст. 88 Налогового кодекса.

В пояснительной записке объясняется: подготовка проекта обусловлена необходимостью совершенствования борьбы с «формально правомерными действиями по представлению налоговых деклараций с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом».

Законопроект включает в себя шесть оснований, при обнаружении которых налоговики смогут отказать в приёме декларации. Документ будет считаться непредставленным, если при проведении камеральной налоговой проверки выяснится, что он подписан неуполномоченным, дисквалифицированным или умершим (по данным реестра ЗАГС) лицом.  В числе других предлагаемых причин для отказа:

  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о налогоплательщике или о его исключении из реестра;
  • наличие в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя. 

Если налоговый орган узнает хотя бы об одном из этих обстоятельств, он должен будет в течение пяти дней сообщить налогоплательщику о признании декларации непредставленной.

В законопроекте уточняется, что у налогоплательщика будет право представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов. Поправки также предусматривают возможность подачи уточнённой налоговой декларации. В таком случае первая камеральная проверка прекратится и начнётся новая.

Что думают юристы

По словам старшего юриста Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры группа Недвижимость, земля, строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) Марии Войтовой, предложенные поправки – не первая попытка борьбы с недостоверными данными, подаваемыми в налоговые органы. Два года назад ФНС выпустила письмо, в котором говорилось о возможности аннулирования налоговых деклараций в случае, если руководитель не проживает по адресу регистрации, вступил в должность незадолго до подачи отчётности и т.д. 

«Письмо содержало достаточно размытые и, мягко говоря, спорные критерии для аннулирования деклараций, было подвергнуто широкой критике, в результате чего его отозвали с исполнения уже в ноябре 2018 года», - рассказала «Право.ru» Войтова.

Партнёр компании TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Профайл компании Алексей Артюх согласен с тем, что законопроект Минфина – это, по сути, легализация давней практики и пожеланий ФНС. Но, по мнению эксперта, предлагаемый механизм заявленных задач не решит. Напротив, он может создать риски для добросовестных налогоплательщиков в случае возникновения какой-либо проблемы, технического сбоя. Например, если в обществе появится новый директор, но информации о нём ещё не будет в ЕГРЮЛ, налогоплательщику придётся дополнительно подтверждать его полномочия, иначе «инспекция сочтёт его неуполномоченным лицом и откажет в приёмке декларации», что чревато пропуском срока декларирования и последующим штрафом.

Ситуация рабочая, но, по сути, это новый административный барьер и риск штрафа

Алексей Артюх, партнёр компании TAXOLOGY.

Эксперт также полагает, что предлагаемый механизм не поможет в борьбе с «техническим обнулением» и уточнёнными декларациями – поставить электронную цифровую подпись формально уполномоченного лица не составит проблем, отметил Артюх. По мнению эксперта, Минфин видит проблему, но предлагаемое решение не помогает её преодолеть.

«Необходимо понимать, что налоговые органы пытаются отчистить реестры от «фирм-однодневок», а законопроект – очередной наступательный шаг в этой борьбе. Безусловно, шаг важный, но искоренить практику подачи притворных деклараций такими действиями не выйдет. Скорее, данные меры позволят пресечь дальнейшие нарушения со стороны уже обнаруженных недобросовестных налогоплательщиков. Практика показывает, что подобные законопроекты, хоть и направлены на благое дело, скорее всего, ударят именно по обычным налогоплательщикам, а недобросовестные лица так и останутся в тени», - прокомментировала старший партнёр Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Трудовое и миграционное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) Профайл компании Владлена Варшавская.

Мария Войтова полагает, что законопроект может стать эффективным инструментом в борьбе с формально подданными декларациями, а также, что поправки положительно скажутся на добросовестных налогоплательщиках. По её словам, сегодня встречаются случаи «обнуления» деклараций добросовестных налогоплательщиков. Такое возможно в случае подачи нулевой уточнённой декларации по поддельной доверенности. «Хочется верить, что в случае принятия указанных изменений, такие ситуации также будут устранены и налоговые органы будут одинаково пристально проверять полномочия лиц, подписавших декларации, как в  случаях подачи заведомо формальных деклараций «фирмами-однодневками», так и в случаях подачи уточненных «нулевых» деклараций якобы самим налогоплательщиком, который на самом деле их не подавал», - сказала Войтова.