ПРАВО.ru
Практика
1 октября 2020, 9:34

Минцифры готовит закон о блокировке телефонного спама

Россиян могут наделить правом обращаться к оператору связи с просьбой о блокировке навязчивой рекламы.

Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций совместно с МВД, ФСБ, Роскомнадзором, ЦБ, операторами связи и финансово-кредитными организациями ведет работу над поправками в закон «О связи», пишут «Известия». В ведомстве уточнили, что окончательного варианта документа нет, все находится в процессе обсуждения.

Пока законопроект предлагает следующую схему борьбы со спамом: абонент самостоятельно обращается к оператору связи с требованием блокировки номера спамера, затем сотовая компания передает сведения в специальную систему, которую будет вести Роскомнадзор. В случае подтверждения спама номер в течение суток занесут в перечень и заблокируют.

Операторы связи считают, что необходимо тщательно проработать механизмы анализа звонков, выявляющих спам, мошенничество или сообщения о ложной террористической угрозе. Иначе неаккуратность может повлечь за собой ущемление прав добросовестных пользователей. Также участники рынка опасаются вероятности превращения инициативы в шантажирование компаний возможностью заблокировать их телефоны. Ведь ответственности за «ложное», но хорошо оплаченное конкурентом сообщение не предусматривается.

Эксперты по кибербезопасности предлагают в новый документ включить создание единого реестра телефонов граждан, которые не согласны с получением спам-звонков. Предполагается, что Роскомнадзор будет передавать список в компании и в случае нарушения ими запрета вводить штрафы. Такая практика распространена в США, Австралии и Великобритании.

Ранее издание сообщало, что мобильные операторы совместно с банками планируют создать антифрод-систему из-за участившихся случаев мошенничеств. Кроме того, ЦБ и Госдума разрабатывают законопроект против мошенничества с подменой абонентских номеров.