ПРАВО.ru
Практика
30 октября 2020, 10:19

Бывший сотрудник СКР оспаривает своё увольнение

СКР мотивировал отставку бывшего заместителя руководителя криминалистического центра Сергея Рябова тем, что он вступился за подчинённого, оказавшегося под следствием. Суды первой и апелляционной инстанций уже признали увольнение Рябова законным, но бывший сотрудник ведомства намерен подать кассационную жалобу.

Бывший замруководителя Главного управления криминалистики (ГУК) Следственного комитета Сергей Рябов судится с ведомством из-за своего увольнения, сообщил РБК. СКР мотивировал отставку генерал-майора юстиции тем, что он покровительствовал своему подчинённому, ставшему фигурантом уголовного дела: Рябов дал показания в его защиту и подписал ему положительную характеристику. Генерал настаивает, что не нарушал трудовую дисциплину и этические принципы профессии, а просто отказался интерпретировать действия своего подчинённого как преступные. Басманный районный и Московский городской суды уже признали увольнение Рябова законным, но экс-сотрудник СКР собирается подать кассационную жалобу.

Рябов получил должность заместителя руководителя ГУК СКР – руководителя управления организации экспертно-криминалистической деятельности в 2011 году. В 2019-м в отношении одного из его подчинённых возбудили уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. Фигурант – замруководителя отдела компьютерно-технических и инженерно-технических исследований ГУК Алексей Яковлев. Он совмещал эту работу с преподаванием в МГТУ им. Баумана и в 2017 году, по версии следствия, «незаконно, из корыстных побуждений» организовал два курса повышения квалификации для компьютерных криминалистов СКР на базе университета. Сумма соответствующих госконтрактов составила более 2,3 млн руб. Разработал и преподавал курсы в том числе сам Яковлев, поэтому часть бюджетных денег, перечисленных СКР университету (примерно 115 000 руб.), получил лично он. Позднее в комитете сочли это «незаконным обогащением».

Ещё часть суммы получили приглашённые преподаватели – коллеги Яковлева по ГУК, которых он, по мнению следствия, отвлекал от выполнения обязанностей, побуждая читать лекции «в рабочее время не по основному месту службы». В обвинении отмечается, что с позволения Яковлева лекции, методические материалы, программное обеспечение, разработанные сотрудниками ГУК, были переданы МГТУ им. Баумана, «что привело к потере прав интеллектуальной собственности для Следственного комитета на данные уникальные программы обучения».

Следствие также считает, что СКР мог провести такое обучение в ведомственном вузе на безвозмездной основе. Но Яковлев настоял на проведении курса в университете, объяснив это тем, что в Московской академии СКР нет технической базы для нужных исследований.

Рябов вступился за Яковлева, что привело к служебной проверке и последующему увольнению генерала. Сослуживцы офицеров рассказали проверяющим, что между ними были дружеские отношения, которые «привели к отсутствию контроля» со стороны Рябова над действиями подчиненного, к тому, что он «критически не оценивал» его действия и не сообщал о его нарушениях руководству.

Рябов не согласился с этим и потребовал признать результаты проверки, а также своё увольнение незаконными, а формулировку записи об увольнении в трудовой книжке недействительной. Генерал просил считать себя уволившимся по собственному желанию по причине выхода на пенсию.

В суде бывший сотрудник СКР говорил, что действовал строго в рамках служебной необходимости и интересах ведомства. «В Следственном комитете я 12 лет отвечал за организацию производства экспертиз. В подчиненном мне управлении было семь отделов, 113 сотрудников, в числе которых 15 руководителей – все профессионалы высокого уровня. Яковлев – один из них, и отношения с ним у меня были такие же, как со всеми, – служебные, основанные на требованиях субординации, служебной этики и профессионализма. Утверждения об ином моем отношении к Яковлеву (попустительстве, некритичности) голословны», – отмечается в его объяснениях, подготовленных для суда.

Басманный суд и Мосгорсуд не поддержали его. Кроме нарушения этики и присяги, которая обязывает сотрудников СКР «дорожить своей профессиональной честью, быть образцом моральной чистоты и скромности», Рябову вменили нарушение ведомственного приказа «О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам». Из него следует, что сотрудник «обязан быть требовательным к себе, принципиальным, беспристрастным в решениях, не допускать, чтобы влияли какие-либо предубеждения, враждебные и дружеские чувства».