ПРАВО.ru
Коронавирус
29 декабря 2020, 18:28

На 32% выросли потери россиян от кибермошенничества в третьем квартале

Без согласия клиентов было проведено почти 2 000 операций на сумму 2,5 млрд руб. Но случаев мошенничества через социальную инженерию в этом году стало меньше, чем в прошлом.

Центробанк опубликовал отчетность о случаях нарушения информационной безопасности при электронном переводе денег.

Согласно этим данным, в третьем квартале этого года 180 000 операций было совершено без согласия клиентов. Общая сумма – 2,5 млрд руб., что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Аналитики Центробанка связывают это с тем, что граждане стали в принципе чаще пользоваться электронными средствами платежа.

При этом деньги, которые возместили клиентам, остались на уровне 13% от общего объема мошеннических операций. Согласно данным регулятора, снизилась доля социальной инженерии при мошенничестве – с 74% до 64%. Аналитики ЦБР связывают это с повышением финансовой грамотности клиентов финансовых организаций. По мнению регулятора, снижение доли социальной инженерии – показатель роста эффективности банков.

Почти в два раза выросло число выявленных телефонных номеров мошенников. В третьем квартале прошлого года их было 5 200, в этом – 10 700. Больше всего выросло число номеров, которые начинаются на 8-800 – номеров для бесплатных звонков по России из любой точки страны. Зачастую их бронируют для оказания услуг клиентам, чтобы с тех не взимали плату за звонок.

Кибермошенники стали реже атаковать компании. В июле – сентябре этого года число атак тоже сократилось на 32%. Но объем хищений остался прежним. Причем доля социальной инженерии в данном секторе выросла на 16 процентных пунктов. На это могла повлиять сезонность, полагают аналитики ЦБР. Положение смягчается тем, что экономическая активность растет, как число операций без согласия клиента.

В Центробанке отмечают: в третьем квартале текущего года по сравнению с первым полугодием сократились лишь фишинговые атаки (на 46%) и атаки с использованием уязвимостей программного обеспечения (на 76%). Социальная инженерия при этом демонстрирует стабильные показатели в течение всего года.