ПРАВО.ru
Практика
21 января 2021, 8:44

ВС пресек злоупотребление со стороны чиновников

У Росморречфлота были все возможности, чтобы зарегистрировать право на участок, но чиновники не торопились. Из-за этого общество, которое претендовало на приватизацию участка, не смогло получить желаемое. В споре чиновников и бизнеса разобрался Верховный суд.

Обществу «Нерпа» принадлежит пирс в поселке городского типа Славянка, а земля под ним не в собственности, а в аренде. «Нерпа» решила приватизировать участок, но получила отказ. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) указало, что право собственности на этот земельный участок не зарегистрировано за государством, а значит, он не может быть приватизирован. 

Банкротство в Верховном суде: главные решения декабря

Суды трех инстанций согласились с тем, что у «Нерпы» есть право на приватизацию участка (дело № А40-287158/2019). Первая и апелляционная инстанции решили, что Росморречфлот не мог отказать обществу. Но окружной суд занял другую позицию: отсутствие госрегистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок может быть причиной для отказа в приватизации.

Общество «Нерпа» обратилось в Верховный суд. По мнению заявителя, регистрация права федеральной собственности на участки в морском порту зависит исключительно от Росморречфлота, который более года после получения заявления «Нерпы» не осуществляет необходимые действия, ссылаясь на подбор кандидатуры для оформления и выдачи доверенности в целях подачи документов в регистрирующий орган. Чиновники не предоставили доказательств тому, что они не могут провести госрегистрацию спорного участка. «Общество не должно нести негативные последствия от того, что Росморречфлот не выполняет обязанность по регистрации права федеральной собственности», – уверен заявитель. 

Юристы общества называют ссылку Росморречфлота на отсутствие регистрации «злоупотреблением правом», которое нарушает право «Нерпы» на приобретение земельного участка в собственность. Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила решение кассационного суда и «засилила» позицию первой и апелляционной инстанций.