ПРАВО.ru
Практика
20 января 2021, 11:23

ВС разобрался в споре о водительских категориях

Россиянин попытался обменять водительские права, которые получал по старым правилам. В новых правах его лишили возможности управлять машиной с прицепом и сочлененным автобусом. Водитель попытался оспорить это в суде. Но ВС обнаружил, что ему некорректно оформили права еще в первый раз, а документ, на который сослались в ГИБДД, вообще недействителен.

19 января судебная коллегия Верховного суда по административным делам рассмотрела иск Андрея Афанасьева к МВД (дело № АКПИ20-740). Как сообщает «Коммерсант», житель Татарстана пытался оспорить письмо ДОБДД (ныне ГИБДД), из-за которого ему сменили категорию водительских прав после их замены. Верховный суд отказал ему в иске, поскольку письмо и так прекратило действие еще в 2008 году.

После сдачи экзаменов в 2006 году Андрей Афанасьев получил права с категориями А, B, С, D и Е. В 2016-м он обратился в ГИБДД, чтобы заменить документ. Так как к этому времени в России ввели подкатегории в правах, в новом документе Афанасьева указали, что ему закрыт доступ к категориям BE, DE и D1Е. Таким образом, водитель не вправе был управлять легковой машиной с прицепом и сочлененным автобусом. При этом в ГИБДД сослались на письмо департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) от 2007 года о временном порядке обмена удостоверений. Согласно этому документу, граждане, которые получили права после 2001 года, должны пройти обучение и сдать экзамен, чтобы получить подкатегорию для вождения с прицепом.

Афанасьев не согласился с этим и попытался оспорить указания ДОБДД в Верховном суде.

В ходе разбирательства выяснилось, что Афанасьеву первоначально неверно оформили водительское удостоверение. Он учился управлять легковой и грузовой машинами с прицепом, но не сочлененным автобусом. В графе «особые пометки» в его правах должны были это отразить.

Таким образом, ГИБДД исправила эту ошибку, когда исключила категории DE и D1Е из новых прав Афанасьева.

При этом категорию BE исключили необоснованно, а ссылка на письмо ДОБДД была ошибкой инспекторов. Дело в том, что это письмо не действует с 2008 года. После обращения в ВС первый замглавы ГИБДД Владимир Швецов напомнил региональным подразделениям, что нельзя применять устаревший документ. При этом представители МВД подчеркнули, что в момент действия письмо было правомерным и не ограничивало прав граждан.

Судья Алла Назарова постановила, что иск не подлежит удовлетворению.

По действующим нормам для вождения автомобиля с прицепом необходимо открыть соответствующую категорию в правах. Исключение составляют легковые автомобили с прицепом массой менее 750 кг и случаи, когда прицеп весит меньше самой машины, а их общая масса не превышает 3500 кг.