ПРАВО.ru
Практика
4 февраля 2021, 9:33

КС решил отказаться от практики amicus curiae

В судебной инстанции считают, что институт «друзей суда» создает «излишние возможности для лоббизма».

Конституционный суд 28 января внес поправки в свой регламент, исключающие из него норму amicus curiae («друзья суда»). Как правило, в этом качестве выступает какая-либо профессиональная ассоциация, которая направляет суду свою позицию по общественно значимому делу. Таким образом суд получает экспертную информацию, которую не предоставили стороны, участвующие в деле. Кроме того, предполагается, что «друг суда» доводит до судей мнение части общества по вопросу судебного разбирательства.

Как пишет «Коммерсант», КС официально признал статус «инициативных научных заключений» в 2017 году. По мнению суда, это должно было способствовать расширению взаимодействия КС с институтами гражданского общества и укреплению демократических начал конституционного правосудия». Например, Институт права и публичной политики направил в суд 13 заключений «друзей суда», в частности, о проблеме доступа родственников к медицинским документам умершего пациента.

В пресс-службе КС изданию пояснили, что идея официального закрепления института «друзей суда» не нашла места при разработке поправок к Конституции. Кроме того, официальное признание amicus curiae «в некоторых случаях провоцировало авторов инициативных заключений на ненаучную и порой переходящую в политическую плоскость аргументацию, что категорически неприемлемо для деятельности Конституционного суда». В КС считают, что этот институт создает излишние возможности для лоббизма.

Юристы отмечают, что этот шаг наносит репутационный вред КС. Так, специалист по конституционному праву Ольга Кряжкова называет amicus curiae «абсолютно действенным правовым институтом». 

«В 2019 году я поучаствовала в подготовке такого заключения от президентского Совета по правам человека – по делу о жилищных правах жертв политических репрессий. Еще одно заключение было от «Мемориала» (внесен Минюстом в реестр иноагентов), и они оба повлияли на решение. Мне было приятно увидеть в постановлении КС идею из наших заключений, что характер обязательств России перед реабилитированными – это конституционно-правовые обязательства», – пояснила Кряжкова.

По ее подсчетам, с 2012 года по первое полугодие 2019-го в КС было направлено 17 заключений «друзей суда», из которых 11 «положительно повлияли на правовую позицию».