ПРАВО.ru
Практика
5 февраля 2021, 11:50

МВД планирует получить доступ к контактам пользователей смартфонов

Речь идет о мобильном приложении, которое позволит бороться с мошенническими звонками.

Министерство внутренних дел объявило тендер на доработку своего мобильного приложения. Сейчас этот сервис позволяет эсктренно вызвать полицию, но после обновления в нем может появиться функция борьбы с мошенническими звонками. На это МВД планирует потратить 63 млн руб., пишет в пятницу «Коммерсант».

Согласно условиям закупки, исполнитель должен будет интегрировать в приложение модуль «Антимошенник», который позволит пользователям приложения распознавать звонки с мошеннических номеров. Для корректной работы модуля приложению потребуется доступ к контактам пользователя.

«Антимошенник» через сторонний сервер будет соединяться с информационной системой полиции. При входящем звонке с неизвестного номера мобильное приложение начнет сопоставлять его со списком мошеннических номеров, который уже есть у правоохранителей. В случае совпадения номеров пользователь смартфона увидит на экране предупреждение о том, что ему, возможно, звонят мошенники. Пользователь также сможет составить «белый» список доверенных номеров.

Эксперты считают, что внедрение такого сервиса существенно усложнит деятельность мошенников. Глава отдела информационной безопасности «СерчИнформ» Алексей Дрозд поясняет, что приложение МВД фактически будет иметь функционал, аналогичный популярным сервисам для сбора телефонных номеров Who Calls и Get Contact. С их помощью пользователь по номеру телефона может узнать, как он записан в телефонных книгах разных людей, которые тоже пользуются приложением. Но фактически эти сервисы собирают базы телефонных номеров.

По мнению Дрозда, доступ к контактам может иметь и негативные последствия, поскольку их обработка будет происходить на сторонних серверах. «Было бы достаточно просто интегрировать приложение с базами данных, где собраны контакты мошенников. Такие базы собирают, например, банки и операторы связи. Также логично было бы добавить в приложение форму для самостоятельной отправки жалобы пользователей на мошеннические номера», – отметил эксперт.