ПРАВО.ru
Практика
9 марта 2021, 11:21

ФНС предложили разработать «цифровые следы» для франшиз

Сейчас работающие по франшизе компании не могут рассчитывать на льготные кредиты. А для понижения кредитных ставок требуется полная статистика по такому бизнесу.

Московское региональное отделение бизнес-объединения «Деловая Россия» предлагает создать в столице механизм «цифрового следа франшизы». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на письмо, которое объединение направило в управление ФНС по Москве. Новый механизм позволит вывести рынок франшиз из тени и защитить интересы франчайзи, полагают авторы.

Сейчас не существует системы идентификации компаний-франчайзи. Их учитывают только с помощью регистрации договоров коммерческой концессии в Роспатенте. Но по оценкам московской «Деловой России», около 60% компаний не регистрируют соглашения о франшизе, так как никаких выгод и преимуществ им это не дает, зато требует вложений и занимает несколько месяцев.

В качестве альтернативы авторы предлагают ФНС маркировать компании-франчайзи и включать в регистрационную форму юрлица также и ИНН франчайзера. Это обеспечит ясную связь между обладателем прав на франшизу и пользующимся ею бизнесом.

Сейчас налоговая часто безосновательно обвиняет франчайзеров в дроблении бизнеса. Такие иски ФНС проигрывает, а обе стороны тратят время и ресурсы на судебные разбирательства. Новшество позволит также защитить права франчайзи, которым сейчас иногда продают фактически не действующую франшизу мошенники.

Кроме того, как полагает глава проектного офиса развития франшиз и НМА в столичном отделении «Деловой России» Галина Радаева, с таким подтверждением прав на франшизу финансовые организации перестанут рассматривать каждого нового франчайзи как стартап. В результате компании смогут получать льготные кредиты. Сейчас банки «Открытие» и ДОМ.РФ предлагают продукты для франшиз, но отсутствие «цифрового следа» делает их неэффективными. В Центробанке сообщили, что для снижения процентной ставки по кредитам для франшиз необходимо собрать по ним статистику и доказать устойчивость бизнес-модели, а для этого нужно вести учет франчайзеров и франчайзи.

Сейчас франчайзи составляют 2–3% от малого и среднего бизнеса в России, но их доля может вырасти до 10%, считают авторы проекта.