ПРАВО.ru
Практика
15 марта 2021, 10:52

Банки заявили о конфликте интересов в антиотмывочном «светофоре» ЦБ

Предполагается, что регулятор самостоятельно будет делить бизнес на группы риска и надзирать за антиотмывочной политикой банков.

Как стало известно РБК, обновленная редакция законопроекта о создании антиотмывочной платформы Банка России вновь вызвала критику со стороны банковского сообщества. Так, 11 марта Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в ЦБ, Госдуму, Совет Федерации, Минфин, Минюст и Росфинмониторинг отзыв, в котором назвал предложенные изменения «символическими».

«Основной риск, который видят банки именно в этом документе, – то, что их пытаются сделать частью пенитенциарной системы. Кредитные организации – это не суд, не прокуратура и не МВД, банк не может оценивать клиента с точки зрения того, преступник он или нет. А уж тем более банк не может быть наделен правом без суда карать клиентов, закрывать счета и не возвращать остатки средств, как того требует ст. 859 Гражданского кодекса», – отметил замруководителя НСФР Александр Наумов.

В отзыве НСФР говорится, что такой подход может нарушить право граждан и организаций на свободное распоряжение своим имуществом и противоречит Конституции.

Еще один момент, который насторожил участников рынка, – участие самого Банка России в отнесении клиента к той или иной группе риска. Это может привести к возникновению конфликта интересов внутри регулятора, считают в НСФР. ЦБ является надзорным органом и оценивает, как банки соблюдают антиотмывочные нормы. Если, будучи регулятором, ЦБ станет «непосредственным участником оценки риска клиента», он будет вынужден контролировать собственную работу, говорится в письме.

В Центробанке озабоченности НСФР не разделяют. «Законопроект соответствует Конституции и не создает конфликта интересов внутри Банка России», – прокомментировал представитель ЦБ. Он подчеркнул, что текущая версия позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа «Знай своего клиента» будет «дополнительным информационным ресурсом».

Новый механизм потребует доработки автоматизированных систем банков и серьезных вложений, говорится в отзыве. Банкам придется оценивать риски не только самого клиента, но и его контрагентов по каждому платежу, а это «непомерные затраты».

Юристы отмечают, что законопроект в обновленной редакции претерпел лишь «косметические» изменения в части формулировок норм, при этом не затронув их смысла. Управляющий партнер юридической фирмы ENTERPRISE LEGAL SOLUTIONS ENTERPRISE LEGAL SOLUTIONS Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика Юрий Федюкин назвал возражения банков справедливыми. «Уже сейчас во внесудебном порядке коммерческие организации по своему усмотрению, без санкции суда могут в одностороннем порядке отказаться от установленных договором с клиентом обязательств и заблокировать принадлежащие ему денежные средства. Законопроект о создании ЗСК не только не предлагает разрешения уже сложившейся противоречивой ситуации, но и способен только усугубить ее, подчеркнул эксперт.

Банк России объявил о планах создать единую платформу для оценки риска проведения сомнительных операций в банковской системе в 2018 году. Предполагается, что ЦБ станет проводить скоринг банковских клиентов по критериям риска и относить их к трем зонам по принципу светофора (красной, желтой и зеленой). Кредитные организации должны будут учитывать оценку регулятора при работе с компаниями.