ПРАВО.ru
Практика
15 марта 2021, 10:52

Банки заявили о конфликте интересов в антиотмывочном «светофоре» ЦБ

Предполагается, что регулятор самостоятельно будет делить бизнес на группы риска и надзирать за антиотмывочной политикой банков.

Как стало известно РБК, обновленная редакция законопроекта о создании антиотмывочной платформы Банка России вновь вызвала критику со стороны банковского сообщества. Так, 11 марта Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в ЦБ, Госдуму, Совет Федерации, Минфин, Минюст и Росфинмониторинг отзыв, в котором назвал предложенные изменения «символическими».

«Основной риск, который видят банки именно в этом документе, – то, что их пытаются сделать частью пенитенциарной системы. Кредитные организации – это не суд, не прокуратура и не МВД, банк не может оценивать клиента с точки зрения того, преступник он или нет. А уж тем более банк не может быть наделен правом без суда карать клиентов, закрывать счета и не возвращать остатки средств, как того требует ст. 859 Гражданского кодекса», – отметил замруководителя НСФР Александр Наумов.

В отзыве НСФР говорится, что такой подход может нарушить право граждан и организаций на свободное распоряжение своим имуществом и противоречит Конституции.

Еще один момент, который насторожил участников рынка, – участие самого Банка России в отнесении клиента к той или иной группе риска. Это может привести к возникновению конфликта интересов внутри регулятора, считают в НСФР. ЦБ является надзорным органом и оценивает, как банки соблюдают антиотмывочные нормы. Если, будучи регулятором, ЦБ станет «непосредственным участником оценки риска клиента», он будет вынужден контролировать собственную работу, говорится в письме.

В Центробанке озабоченности НСФР не разделяют. «Законопроект соответствует Конституции и не создает конфликта интересов внутри Банка России», – прокомментировал представитель ЦБ. Он подчеркнул, что текущая версия позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа «Знай своего клиента» будет «дополнительным информационным ресурсом».

Новый механизм потребует доработки автоматизированных систем банков и серьезных вложений, говорится в отзыве. Банкам придется оценивать риски не только самого клиента, но и его контрагентов по каждому платежу, а это «непомерные затраты».

Юристы отмечают, что законопроект в обновленной редакции претерпел лишь «косметические» изменения в части формулировок норм, при этом не затронув их смысла. Управляющий партнер юридической фирмы ENTERPRISE LEGAL SOLUTIONS ENTERPRISE LEGAL SOLUTIONS Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 10место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 50место По выручке Юрий Федюкин назвал возражения банков справедливыми. «Уже сейчас во внесудебном порядке коммерческие организации по своему усмотрению, без санкции суда могут в одностороннем порядке отказаться от установленных договором с клиентом обязательств и заблокировать принадлежащие ему денежные средства. Законопроект о создании ЗСК не только не предлагает разрешения уже сложившейся противоречивой ситуации, но и способен только усугубить ее, подчеркнул эксперт.

Банк России объявил о планах создать единую платформу для оценки риска проведения сомнительных операций в банковской системе в 2018 году. Предполагается, что ЦБ станет проводить скоринг банковских клиентов по критериям риска и относить их к трем зонам по принципу светофора (красной, желтой и зеленой). Кредитные организации должны будут учитывать оценку регулятора при работе с компаниями.