ПРАВО.ru
Практика
27 апреля 2021, 15:20

Зарубежным аудиторам закроют доступ к некоторым компаниям

Эксперты разошлись в оценке новеллы. Одни юристы считают, что она может дополнительно защитить национальные интересы страны, другим ограничения кажутся необоснованными. Но российский рынок аудита в любом случае ждут перемены, а отечественный бизнес может столкнуться с сокращением инвестиций.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вводит ограничения на предоставление информации аудиторам. Новые нормы коснутся аудиторов, которые находятся под прямым или косвенным контролем иностранных лиц и международных компаний или входят с ними в одну группу.

Счётная палата будет проверять международные организации

Предоставлять таким аудиторам информацию не должны эмитенты ценных бумаг, банки и небанковские кредитные организации, клиринговые и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании, а также государственные предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, организаторы торговли не должны раскрывать таким аудиторам определенную информацию.

Ограничения коснутся также российских компаний, которые уже находятся под западными санкциями либо могут подпасть под них в будущем.

Постановление вступит в силу 29 апреля. К этому времени аудит за 2020-й год должен уже завершиться, так что новые ограничения окажут серьезное влияние уже в следующем году.

Национальная безопасность и риски для инвестиций

Такие ограничения вполне укладываются в контекст все большего закрытия России от внешнего мира, полагает Сергей Водолагин, управляющий партнер юридической фирмы Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Трудовое и миграционное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал . Но в данном случае новелла может дать положительный эффект.

В период формирования институтов рыночной экономики все крупные публичные компании пользовались услугами иностранных аудиторов, действовавших по международным стандартам. Нельзя быть уверенным, что полученная при этом иностранными аудиторами информация использовалась исключительно на благо России, говорит Водолагин. Сейчас российские аудиторские фирмы зачастую могут составить достойную конкуренцию иностранным, так что нет необходимости давать последним доступ к потенциально чувствительной информации.

Давно пора сделать то же самое на рынке юридических услуг.

Сергей Водолагин, управляющий партнер ЮФ Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Трудовое и миграционное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал  

Теперь произойдет перераспределение рынка в пользу российских аудиторских фирм. Важно при этом не допустить падения качества услуг и сохранить их на уровне международных стандартов, подчеркнул Водолагин. Иначе изменения могут снизить инвестиционную привлекательность российских компаний.

Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group, считает, что это в первую очередь политически мотивированное решение. Но на рынок аудита оно, разумеется, повлияет. Такие ограничения откроют значительный простор для маневра для крупных российских аудиторов: компании, которые раньше получали заключения международных аудиторов, теперь, за неимением других вариантов, будут обращаться к российским игрокам.

Нововведения окажут непосредственное влияние и на сами отечественные компании, говорит Матюхов. Ведь аудиторские заключения заказываются как для акционеров и контролирующих органов, так и для потенциальных инвесторов и кредиторов, которые приобретают их долговые и акционерные ценные бумаги на частном и публичном рынках. И отсутствие заключения международного аудитора, даже если его заменит отчет ведущего российского, не вызовет такого же доверия у отечественных и зарубежных инвесторов, опасается Матюхов. Это если не усложнит, то как минимум сделает дороже доступ на рынок капитала для игроков, которые раньше пользовались услугами международных аудиторов, в первую очередь компаний так называемой «большой четверки».

Партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Профайл компании Алексей Артюх признается, что не очень понятна стоящая за такими ограничениями идеология. Рациональными причинами их объяснить сложно.

Наше государство почему-то думает, что иностранное участие в капитале компании автоматически делает такую компанию шпионом. Хотя это, конечно, не так.

Алексей Артюх, партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Профайл компании  

Большинство крупных аудиторских фирм на сегодня – международные, у них нет тесных связей с каким-то одним определенным государством. То же относится к бизнес-консультантам.

С другой стороны, многие аудиторы в России сейчас не принадлежат иностранцам – у них российские акционеры-физлица, уточняет Артюх. Хотя структура собственности не мешает использовать общие информационные и интеллектуальные ресурсы. Так что критерий иностранного участия с точки зрения декларируемых целей выбран неудачно, полагает эксперт. Они не коррелируют друг с другом.