ПРАВО.ru
Законодательство
17 мая 2021, 17:53

Проект реформы банкротства внесли в ГД

Инициатива сокращает число банкротных процедур до двух, меняет принцип отбора арбитражных управляющих и оплаты их работы.

17 мая в Государственной думе зарегистрировали законопроект о реформе банкротства. Он расширяет применение реабилитационных механизмов и одновременно сокращает разнообразие банкротных процедур. Ранее проект этой инициативы вызвал много критики и неоднократно дорабатывался.

По мнению авторов инициативы, сейчас реабилитационные процедуры недостаточно эффективны. Их редко применяют на практике, и еще реже они действительно приводят к восстановлению платежеспособности должников. В результате сами должники не видят в банкротных процедурах способа решить свои проблемы, и такие дела возбуждают почти исключительно по инициативе кредиторов, когда исчерпаны прочие способы взыскать долг.

При этом за 2019–2020 годы только в 5% случаев требования кредиторов удовлетворили в полном объеме, а в 60% не удовлетворили вовсе. Только в 2% случаев вводили реабилитационные процедуры, указано в пояснительной записке к законопроекту. Конкурсное производство при этом в среднем занимает около 2,5 лет (в США, по данным автором законопроекта, его продолжительность в среднем не превышает года).

Реформа предполагает, что как должник, так и кредитор могут обратиться в суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении процедуры реструктуризации его долгов. При этом от всех прочих процедур (например, наблюдения или финансового оздоровления) предлагается полностью отказаться.

Законопроект предлагает разделить должников на группы и отбирать арбитражных управляющих для них на основе балльной системы, где каждой группе соответствует определенное количество набранных кандидатом баллов. По мнению авторов инициативы, мотивацию управляющих необходимо повысить. Для этого внесут изменения и в порядок выплаты вознаграждения для них. Фиксированная сумма будет зависеть от процедуры банкротства и ежемесячного либо единовременного порядка ее выплаты, а также от суммы процентов по вознаграждению.

Документ регулирует очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, причем требования контролирующих должника или аффилированных с ним лиц выделят специально.

Требования по обязательным платежам предлагается обеспечивать залогом, чтобы защитить интересы государства. При этом законотворцы ссылаются на позицию Конституционного суда, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Решение о прекращении или продолжении деятельности должника в период конкурсного производства будет принимать исключительно собрание кредиторов. Причем если из-за ее продолжения возникнут новые непогашенные расходы, компенсировать их будут за свой счет те, кто проголосовал за такое решение. Это должно сократить число случаев, когда должник продолжает заведомо убыточную деятельность.

Реформа предполагает отказ от торгов в форме публичного предложения. Вместо этого предлагается проводить торги на повышение цены, а если заявок при этой процедуре не поступит, снижать цену до появления первого предложения, а затем снова вести торги на повышение уже от этой суммы. Это должно ускорить процедуру реализации имущества должника и, соответственно, возмещения долгов кредиторам. Кроме того, предлагается создать единую государственную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы. В ней будут раскрыты данные об имуществе должников, причем потенциальные покупатели смогут искать его по заданным параметрам и связываться с конкурсным управляющим в той же системе.

После реформы уполномоченный госорган сможет проверять возможность преднамеренного или фиктивного банкротства в тех случаях, когда речь идет о стратегических, унитарных предприятиях и компаниях с госучастием не менее 25% голосующих акций. Те же нормы будут действовать в отношении компаний, чьи долги по обязательным платежам превышают 100 млн руб. Выводы арбитражных управляющих об отсутствии или наличии преднамеренного банкротства также будут подлежать проверке.

ПМЮФ 9 ¾: как изменится банкротство после перезагрузки?

В случае принятия закон вступит в силу через год после его официального опубликования. За это время должны выпустить корреспондирующие с ним нормативные акты, а заинтересованные лица успеют подготовиться к изменению порядка банкротства.

Законопроект вызвал ранее много критики в профессиональной среде, причем против новшеств выступили как профессиональные управляющие, так и представители бизнеса, а также юристы. На предварительном этапе проект многократно дорабатывали и постоянно откладывали момент его внесения в нижнюю палату парламента.

Законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Мы в Telegram

Новости судебной системы, свежая практика, резонансные кейсы, инсайды и подробности.

Подписаться