ПРАВО.ru
Практика
6 июля 2021, 15:45

Эксперты: ФССП не повысит собираемость долгов по кредитам

Федеральная служба судебных приставов сообщила о планах собрать в 2021 году со злостных неплательщиков 500 млрд рублей — это на треть больше, чем в 2020-м. Юристы сомневаются в том, что работа приставов качественно изменится.

В ФССП сообщили, что прогнозируют в этом году существенный рост собираемости долгов по кредитам – примерно на 30%, сообщили «Известия». За первые 5 месяцев 2021 года приставы возбудили 3,7 млн дел о взыскании задолженности с физлиц. Больше всего неплательщиков в Краснодарском и Красноярском краях, Башкирии, а также в Свердловской и Челябинской областях. Банки также говорят о росте возврата долгов через суд. 

В абсолютных цифрах это действительно так. Но в отношении к объему долгов собираемость даже снизилась. Число неплательщиков увеличилось на миллион с лишним. По данным Банка России на 1 июня, объем просроченной задолженности по кредитам физлиц достиг 992 млрд рублей, или на 134 млрд больше, чем за тот же период прошлого года. При этом доля просрочки в розничном портфеле банков примерно равна прошлогодней. На начало лета она составила 4,5%.

Дмитрий Клеточкин, партнер фирмы Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Трудовое и миграционное право 4место По выручке Профайл компании , считает, что предпосылок для реального роста собранных ФССП долгов нет. Основные проблемы службы, в том числе крайняя перегруженность приставов и отсутствие стимула к эффективной работе, остаются, поэтому не ясно, почему вдруг приставы станут работать лучше.


«Скорее стоит ожидать увеличения количества банкротств. Оно и так растет просто потому, что для гражданина это удобный способ избавиться от долгов и начать жизнь с чистого листа. Если давление от приставов возрастет, появится больше стимулов для подачи заявления о собственном банкротстве»

Дмитрий Клеточкин, «Рустам Курмаев и партнеры» 

Ставропольский юрист Никита Красников, автор образовательного курса «Как на практике полностью исполнить решение суда», считает, что судебный иск и страх потери имущества являются действенным механизмом лишь для тех, кто намеренно, а не вынужденно, не исполняет обязательств по кредиту.


«На фоне последних новостей от Конституционного суда о возможности обращения взыскания на единственное жилье, страх заемщиков перед судом возрастет. Не зря после этого юридическое сообщество придумало мем, что скоро банки будут выдавать кредит по половине паспорта»

Никита Красников, практикующий юрист

«На фоне последних новостей от Конституционного суда о возможности обращения взыскания на единственное жилье, степень этого страха возрастет. Не зря после этого юридическое сообщество придумало мем, что скоро банки будут выдавать кредит по половине паспорта», – говорит Красников.

Несмотря на массу исков, процент взыскания долгов по кредитам с физлиц остается очень невысоким. При этом нельзя говорить о более ответственном поведении ни должников, ни кредиторов. Клеточкин называет собираемость долгов крупной проблемой современного хозяйственного оборота. Если при банкротстве юридических лиц уже наработан арсенал для борьбы с укрытием имущества, то эффективность банкротства физического лица значительно меньше, отмечает юрист. По его мнению, если смотреть широко, то приставы вообще оказываются лишним звеном в вопросе исполнительного производства по взысканию долгов.

«Если должник спрятал имущество, то возвратить его, изъяв у третьих лиц, можно только через банкротство. Если взыскивать долги через ФССП, существует серьезный риск того, что должник станет банкротом и все взысканное придется вернуть», – считает Клеточкин.

«Самые активные взыскатели, чьи исполнительные производства судебный исполнитель не может не исполнить в силу тех или иных причин, возможно, добьются исполнения судебного решения. Но это 0,5% от общего объема производств», – считает Красников.