ПРАВО.ru
Практика
4 августа 2021, 10:58

ЦБ предложили закрепить право заемщиков на анонимность

Общественники считают, что право клиентов банков на анонимность нужно выделить в отдельную категорию защиты прав потребителей.

Международная конфедерации обществ потребителей (КонфОП) намерена обратиться в Центробанк с предложением нормативно закрепить правило, по которому требование паспорта и оформления заявки на консультации будет рассматриваться как нарушение прав клиентов, сообщают «Известия».

Такое требование появилось после проведенного КонФОП мониторинга состояния защиты прав потребителей кредитных услуг методом тайного покупателя. Представители организации посетили московские офисы 10 крупнейших банков под видом потенциальных заемщиков. При этом ни один банк не предоставил кредитный договор для ознакомления, а в большинстве организаций отказались давать консультацию без паспорта и заявки на кредит.

Без подачи заявки консультация по кредиту носит условный характер: заемщик не может получить сведения о конкретных процентных ставках и ежемесячных платежах, утверждает председатель правления КонфОП Дмитрий Янин.

Как полагают в КонфОП, это приводит к тому, что в случае отказа предоставить паспорт и подать заявку люди не могут осознанно выбрать подходящий именно им кредитный продукт. Если же соглашаются на условия банка, в их кредитной истории появляется соответствующая запись об обращении за деньгами.

«Такой подход лишает заемщика возможности сравнить достаточное количество предложений, поскольку одновременная подача заявок в разные банки приведет к понижению его кредитного рейтинга. И следующие организации могут предлагать ему займы на менее выгодных условиях», – подчеркнул Янин.

Выходом из ситуации могло бы стать получение менеджером банка обезличенной информации от клиента: возраст, стаж работы, заработок, кредитная нагрузка, наличие просрочек, иждивенцев и т.п. Этой информации может быть вполне достаточно, чтобы предоставить потребителю примерный размер будущих платежей и переплаты по кредиту, уверены правозащитники. Но, как они утверждают, менеджеры настоятельно требуют паспорт и подачу заявки, вследствие чего можно предположить, что эти сведения нужны им совершенно для других целей. Кроме того, недобросовестные сотрудники могут передать личные данные клиентов конкурентам или мошенникам.

В КонФОП сообщили изданию, что по итогам мониторинга организация сделает запрос в ЦБ с предложениями по регулированию кредитного рынка, которые в том числе касаются вопроса защиты персональных данных и рекомендаций банкам не запрашивать их на этапе консультации.