ПРАВО.ru
Практика
31 августа 2021, 11:52

ЕСПЧ принял решение против России по расследованию убийства Натальи Эстемировой

Судьи единогласно решили, что при расследовании дела государство нарушило статью 38 Конвенции по правам человека, которая предусматривает обязанность властей создать все необходимые условия для эффективного расследования.

Палата Европейского суда постановила, что в деле не было общего нарушения статьи 2 «Право на жизнь» Конвенции. Заявительница Светлана Эстемирова, сестра убитой в 2009 году в Чеченской республике правозащитницы Натальи Эстемировой, считает, что именно эту статью нарушили власти, поскольку есть данные об участии в похищении и убийстве Натальи спецслужб, но суд нашел это заявление необоснованным. 

Суд признал, что расследование было начато оперативно, а вскоре был задержан и обвинен предполагаемый убийца. Однако судьи не согласились с тем, что расследование было достаточно тщательным, поскольку Россия не предоставила всех материалов. В частности, есть противоречия в данных экспертов. Также следователи не объяснили, почему не было найдено никаких следов ДНК обвиняемого или членов его бандформирования. В целом у суда возникли сомнения о том, что власти приняли попытку установить всех членов бандгруппы. В итоге 5 из 7 судей проголосовали за то, что имело место нарушение статьи 2 в ее процессуальной части из-за отказа России продемонстрировать, что расследование похищения и убийства Натальи Эстемировой соответствовало стандартам Конвенции.

Судьи также единогласно признали нарушение статьи 38 («Эффективное расследование»), так как российская сторона не предоставила суду всех материалов следствия.

Поскольку следствие все еще продолжается, суд, исходя из статьи 46, указал Правительству, что оно должно насколько возможно полно определить обстоятельства похищения и смерти Эстемировой, установить и наказать причастных к преступлению. Также суд обязал Россию выплатить компенсацию в размере €20 000.

Российский судья Дмитрий Дедов и его швейцарский коллега Андреас Зюнд выступили с единым особым мнением, которое заключается в том, что нарушения статьи 2 в деле нет.