ПРАВО.ru
Новости
24 мая 2017, 13:08

Екатерина Тягай: "Сегодняшние студенты юрфака не пасуют перед старшими"

Екатерина Тягай: "Сегодняшние студенты юрфака не пасуют перед старшими"

Лидер юррекрутинга Major, Lindsey & Africa в своем недавнем исследовании выявил, что для молодых юристов американских юрфирм деньги  не главное, а личная жизнь важнее клиентов (см. "Когда карьера важнее денег: что интересно молодым юристам"). "Право.ru" узнало у директора института бизнес-права МГЮА Екатерины Тягай, аналогичные ли приоритеты у их юных российских коллег. Кроме того, собеседник рассказала о главных тенденциях и проблемах юридического образования в РФ. 

О тенденциях юробразования и взаимодействии вузов с юрфирмами

— Какие вы можете выделить основные тенденции в российском юридическом образовании сейчас?

— Самая ярка тенденция — это повышающийся интерес бизнеса к образованию. И инхаусы, и консалтеры пытаются участвовать в различных образовательных программах. К руководству крупных фирм пришло понимание: вместо того чтобы просматривать сотни резюме, лучше самому прийти и подобрать себе кадры. Мы сами эксплуатируем такую тенденцию у себя и всячески ее поддерживаем, однако не все университеты готовы к этому.

— В этой связи вопрос — как лучше юрфирмам и вузам наладить успешное взаимодействие? Как вы это видите в идеале?

— Университеты и юрфирмы представляют себе такое сотрудничество принципиально по-разному. Компании не понимают, как функционирует вуз. У руководителей фирм есть романтические воспоминания о своей учебе, но они далеки от сегодняшних реалий. К нам приходит руководитель крупной компании и говорит: "Мы готовы вести очень крутой курс по M&A, на который будет приходить в разы больше студентов, чем на какую-нибудь "Историю государства и права". Но он не понимает, что любое официальное участие в жизни университета оформляется юридически: нужно заключить трудовой договор или гражданско-правовой для начала. Кроме того, ты не можешь читать один свой курс, обособившись от жизни университета.

— Есть вариант через юрклиники наладить подобное взаимодействие с практиками?

— Это же внеакадемическая нагрузка и не дает такого "куска пирога" как непосредственное участие в учебном процессе. Единственное, что правильно делать, — представителям компаний не бояться принимать на себя различные риски. Допустим, кому-то придется вести не только курс по "разрешению споров", но и прочитать часть рядовых лекций по гражданскому праву.

— Нет опасности, что они будут спустя рукава преподавать такую "обязаловку"?

— Здесь уже вопрос личной ответственности и контроля декана за их работой. Мы нашли два решения этой проблемы. Первый из них — частичное трудоустройство юриста-практика в вуз. Второе — это магистерские программы.

— Тяжело вам дался переход на систему бакалавров и магистров?

— Было идеологически непросто. Многие работодатели до сих пор не понимают, что такое бакалавриат и магистратура. Их пугают слова выпускника о том, что он учился 4 года: возникает мысль, что перед тобой какой-то недоучка. Так что нам тяжело перебороть рыночные представления о том, сколько должен учиться квалифицированный юрист. Еще и непросто было адаптировать учебный план, ужимая предыдущий пятилетний.

— Скажите, как вы относитесь к такому нововведению, как участие юристов-практиков в экзаменационной комиссии на государственной итоговой аттестации?

— Мне кажется, все, что помогает сделать прием экзамена независимым, — это хорошо. Кроме того, такие люди могут выбрать для себя потенциального работника. Проблема будет у тех студентов, кто некомфортно себя чувствует в обстановке с незнакомыми людьми.

О проблемах российского юробразования и новом поколении юристов

— Какие самые большие проблемы российского юридического образования вы можете назвать на сегодняшний день?

— Основная тема — это отсутствие специализации, которую бы смог сформировать для себя выпускник за учебные годы. Сразу после окончания вуза недавний студент готов браться чуть ли не за любую приличную работу по специальности. В итоге молодой человек на начальном этапе карьеры и ходил в суды, и писал документы по "недвижке", и решал личные дела акционеров. Проблема возникнет при переходе в другую компанию: тебя не ищет рынок, потому что у тебя отсутствует четкая специализация. Я наблюдаю такую проблему за своими бывшими выпускниками с 4-летним опытом работы и стремительной карьерой за это время, которая уперлась в потолок из-за упомянутой причины.

— И последнее, что я хотел у вас спросить. Сейчас много говорят о новом поколении юристов. Каким вы его видите? В чем сложность взаимодействия с ребятами, которые только выходят на юридический рынок?

— Я вижу несколько черт, которые кажутся взаимоисключающими на первый взгляд. Первое — амбиции и стремления сегодняшних студентов значительно скромнее, чем 10 лет назад. У моего поколения было более вульгарное представление о культуре потребления в жирные нулевые годы. И это стимулировало нас много зарабатывать, устраиваясь в крутые фирмы. Сейчас амбиции на зарплату у студентов выше по одной простой причине: жизнь стала дороже. Среднестатистическая зарплата выпускника не обеспечивает достойную жизнь. У моего поколения были другие цели: попасть в крутой ильф, получить сразу высокую должность.

— Какие советы по трудоустройству дадите молодым людям?

— Важна находчивость, учитывая наше информационное общество. Когда все могут загуглить и посмотреть необходимое, тебе нужно расположить к себе работодателя какой-то фишкой. Саша Цыпкин (прим. ред. советник директора ПМЮФ) любит рассматривать байки про то, что руководитель возьмет к себе именно того кандидата, с которым у него совпадают музыкальные вкусы. Это правда работает. Нужно находить добавленную стоимость в себе. Вообще, меня очень впечатляет бесстрашие сегодняшних студентов при общении со взрослыми. У них нет этого советского страха перед титулами и должностями. Они легко находят общий язык с крутыми специалистами, потому что не знают, а надо ли их бояться. Но сегодняшним выпускникам тяжелее, потому что рынок сужается.

Краткая биография: 

Екатерина Давидовна Тягай – кандидат юридических наук, директор Института бизнес-права, доцент кафедры Гражданского права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Выпускница Московской государственной юридической академии, специалист в области российского и зарубежного гражданского права. Член научно-консультативного совета юридической фирмы Лиджист, в прошлом – юрист отдела правового обеспечения международных операций "Альфа-банка". Член правления Русско-китайского юридического общества (РКЮО). Член Московского клуба юристов.