ПРАВО.ru
Актуальные темы
8 ноября 2017, 17:54

Верховный суд объяснил, какая деятельность является предпринимательской

Верховный суд объяснил, какая деятельность является предпринимательской
Фото Право.Ru

Часть споров о привлечении компаний к административной ответственности по закону должны рассматривать суды общей юрисдикции. Но такой порядок предусмотрен для тех дел, где административное правонарушение имело место не в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Перед судами встал вопрос о том, является ли водоснабжение предпринимательством для городского водоканала. Две инстанции пришли к выводу, что нет, а Верховный суд решил иначе.  

Несмотря на закрепленное в законе определение предпринимательской деятельности, суды в некоторых случаях затрудняются с правильной квалификацией подобных отношений, рассказывает юрист практики по разрешению споров и банкротству "Линии права" Кирилл Коршунов. Он объясняет это тем, что наличие некоторых признаков предпринимательства в конкретной ситуации установить сложно. С этими трудностями и столкнулись суды в деле Сахалинского Водоканала.

Является ли поставка воды предпринимательством

Осенью 2016 года государственная жилищная инспекция Южно-Сахалинска провела в городе внеплановую проверку, чтобы узнать, как идет поставка холодной воды местным жителям. В ходе проверочных мероприятий выяснилось, что на целые сутки пять многоквартирных домов остались без воды. Тогда инспекция оштрафовала Сахалинский Водоканал на 5 000 руб. за «нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами» (ст. 7.23 КоАП).



Что такое предпринимательская деятельность

Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Источник: п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса

Право.ru

Предприятие не согласилось с таким взысканием и оспорило его в Арбитражный суд Сахалинской области. Заявитель ссылался на то, что краткосрочные проблемы в водоснабжении возникли из-за аварии (дело № А59-22/2017). Однако АС Сахалинской области посчитал, что нарушение не связано с предпринимательской деятельностью, поэтому истцу надо обращаться в суд общей юрисдикции. Арбитраж прекратил производство по этому делу и в обоснование такой позиции сослался на то, что «объектом правонарушения являются права потребителей, а предметом посягательства – установленные нормативы по предоставлению услуг с соблюдением всех правил, санитарных и иных норм». Апелляция оставила решение первой инстанции без изменений.

Неоднообразная практика одного суда

Водоканал не согласился с таким выводом нижестоящих судов и оспорил его в Верховный суд. На заседании в ВС представитель предприятия Оксана Мушаилова уверяла, что правонарушение по ст. 7.23 КоАП напрямую связано с осуществлением предпринимательской деятельностью. Более того, она сослалась на то, что Арбитражный суд Сахалинской области уже рассматривал их жалобу по существу на подобное взыскание инспекции (дело № А59-36/2017). То есть имеет место нарушение однообразия практики при рассмотрении схожих дел одним и тем же судом, подчеркнула Мушаилова.

– А в общую юрисдикцию вы обращались для оспаривания этого решения инспекции? – поинтересовался председательствующий Денис Тютин.

– Нет, пока шло арбитражное дело, срок на обжалование взыскания уже истек. Мы просто заплатили штраф, и все, – пояснил истец.

Выслушав все доводы, «тройка» судей удалилась в совещательную комнату и спустя несколько минут объявила решение: акты нижестоящих инстанций отменить, а дело отправить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области. Таким образом, ВС признал поставку холодной воды предпринимательской деятельностью для Водоканала.

Эксперты "Право.ru": "Ждем от ВС универсальных рекомендаций в мотивировочной части"

Исходя из смысла закона о водоснабжении и водоотведения следует вывод, что поставка воды является предпринимательской деятельностью, говорит старший юрист ООО "ЮрПартнерЪ" Денис Ковалев. Таким образом, деятельность управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций (по поставке воды, электричества) является предпринимательской, поскольку предполагает получение прибыли от своей деятельности, объясняет эксперт.

Вместе с тем судебная практика по обсуждаемому вопросу неоднородная, отмечает Коршунов: «Хотя во многих случаях суды приходят к выводу, что деятельность по водоснабжению все-таки является предпринимательской». Эксперт надеется, что Верховный суд не ограничится казуальным разъяснением, применимым только к сфере водоснабжения, а даст универсальные рекомендации по определению предпринимательской деятельности. Юрист объясняет, что сложности с установлением признаков предпринимательской деятельности возникают обычно именно при оспаривании актов о привлечении к ответственности.

Илья Шенгелия, адвокат, менеджер проектов юрфирмы VEGAS LEX, рассказал, когда связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью не будет. Если нарушение или невыполнение норм законодательства произошло:

– в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– в области охраны окружающей среды и природопользования;

– в вопросе безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Законодательные нормы в перечисленных сферах не регулируют предпринимательские отношения, подчеркнул эксперт. То есть спор о нарушении торговой компанией обязанностей, которые вытекают из трудового договора, рассматривается в суде общей юрисдикции, приводит конкретный пример замруководителя управления судебной и проектной работы АО "Дон-Строй Инвест" Артем Василевич: «Равно как и постановление административного органа, которое вынесено за нарушение правил пожарной безопасности, обжалуется в районном суде».