Минфин РФ от имени Правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в статью 146 части второй Налогового кодекса РФ об отмене НДС для операций выкупа государственного и муниципального недвижимого имущества арендаторами-субъектами малого и среднего предпринимательства.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — законопроект) подготовлен депутатом Государственной Думы В.С. Плескачевским.
Как говорится в проекте отзыва правительства, "законопроектом предлагается не признавать объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по отчуждению государственного и муниципального недвижимого имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 38 Кодекса установлено, что любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, для целей налогообложения признается товаром. Таким образом, операции по реализации указанного государственного и (или) муниципального имущества признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 161 Кодекса (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ) с 1 января 2009 года при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами — покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Законопроектом предлагается не признавать объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по отчуждению государственного и муниципального недвижимого имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон) с 1 января 2010 года. Однако, согласно пункту 3 статьи 10 Закона положения Закона в части указанных особенностей действуют до 1 июля 2010 года.
Принятие законопроекта приведет к увеличению налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку данные организации — налогоплательщики налога на добавленную стоимость будут лишены права на вычет этого налога. При этом расходы на приобретение государственного и муниципального имущества останутся прежними.
Кроме того, принятие законопроекта приведет к сокращению доходов федерального бюджета, однако источники компенсации указанных выпадающих доходов бюджета законопроектом не определены. В связи с этим его принятие может негативно отразиться на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
Статьей 2 законопроекта установлено, что федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года. В то же время статьей 5 Кодекса предусмотрен иной порядок вступления в силу актов законодательства о налогах.
По законопроекту имеется замечание юридико-технического характера. Так, в статье 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статьи 146 Кодекса.
Учитывая изложенное, вышеуказанный законопроект не поддерживается", — говорится в проекте заключения правительства, подготовленном в Минфине.