- Особое внимание к проблемам высшего юридического образования вызвано рядом серьезных причин. Во-первых, наблюдается дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов, т.е. растет число невостребованных юристов. Во-вторых, качество подготовки студентов, получающих образование в форме дистанционных технологий, экстерната или в неаккредитованных вузах и их филиалах не всегда соответствует государственным образовательным стандартам высшего юридического образования.
Несколько цифр. Программы по юриспруденции реализуют более трети вузов страны. В настоящее время количество студентов, обучающихся по этим программам в государственных и негосударственных вузах страны приближается к 900 тысячам человек. Согласно данным прогноза потребности экономики, такой объем подготовки юридических кадров почти в три раза выше необходимого. Тем не менее, ежегодно поступает около 100 новых заявлений на лицензирование юридических программ (бакалавриат, магистратура или подготовка специалиста) в вузах и филиалах.
В связи с этим, Минобрнауки постепенно снижает объемы подготовки юристов за счет средств федерального бюджета в "непрофильных" государственных вузах федерального подчинения. Таким образом, в 2009 году количество обучающихся на юридических факультетах на бюджетной основе по сравнению с 2004 годом сократилось на 13 тысяч человек. При этом сохраняются объемы подготовки в "профильных" вузах и "классических" университетах.
Усилен контроль качества высшего юридического образования. К процедурам лицензирования и государственной аккредитации привлекаются работодатели, представители Минюста России, академического сообщества. Проводятся выборочные проверки качества подготовки выпускников в вызывающих сомнение вузах. А Рособразование ужесточило требования, предъявляемые при первичном лицензировании образовательных программ. Ведь зачастую в непрофильных вузах и филиалах учебный процесс осуществляется за счет совместителей, отсутствуют выпускающие кафедры, а в библиотеках юридическая учебно-методическая литература имеется в недостаточном количестве.
В настоящее время перед Минобрнауки России стоят задачи по утверждению новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" (ФГОС по юриспруденции), совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации и другие.
В соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02. 2009 г. № 142, проекты ФГОС по юриспруденции уже прошли экспертизу в Федеральной палате адвокатов, Ассоциации юридических вузов. Советом Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам были получены предложения от Главного правового управления Администрации Президента Российской Федерации по проектам, в соответствии с которыми они были доработаны.
Необходимо отметить особую роль Минюста РФ в разработке и последующей корректировке проектов ФГОС. После их рассмотрения с учетом мнения членов Межведомственной рабочей группы по совершенствованию юридического образования Минюст направил нам замечания и предложения. Они затронули не только юридико-технические аспекты ФГОС, но и структурные и содержательные положения.
В частности, в проекте ФГОС по подготовке бакалавров по юриспруденции Минюст предложил усилить антикоррупционную составляющую подготовки.
Новые проекты ФГОС существенно отличаются от государственных образовательных стандартов предыдущего поколения. Главной составной частью новых стандартов стало не содержание образовательных программ, а требования, которые предъявляет к выпускнику конкретная область профессиональной деятельности. Предложены коррективы, направленные на увеличение практической составляющей подготовки юриста-бакалавра, требования к составу Государственной аттестационной комиссии (не менее 1/3 состава должны быть практикующие юристы).
С целью улучшения качества подготовки юристов в проектах ФГОС предусмотрены повышенные требования к кадровому обеспечению. Так, не менее 60 процентов преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс на уровне бакалавриата, должны иметь ученые степени или звания: не менее 10 процентов — доктора наук и/или профессора, а преподаватели дисциплин профессионального цикла должны иметь еще и опыт соответствующей профессиональной деятельности не менее трех лет. Доля штатных преподавателей должна быть не менее 60 процентов.
К преподаванию дисциплин профессионального цикла на уровне магистратуры должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий, учреждений. Не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания и/или опыт деятельности в соответствующей сфере не менее 5 лет. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 40 процентов преподавателей.
ФГОС по юриспруденции установлено, что вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к требованиям их будущей профессиональной деятельности. Для чего в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Для приобретения практических навыков в проектах сформулированы требования к организации практик, которые могут проводиться в сторонних организациях, студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вузов.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий впервые зафиксировано в проектах ФГОС в виде требований к наличию в вузах электронно-библиотечной системы, обеспечивающей возможность индивидуального доступа каждому обучающемуся из любой точки, в которой есть выход в сеть Интернет.
Одной из важных особенностей новых ФГОС, направленной на постоянную модернизацию и совершенствование юридического образования, является требование к высшим учебным заведениям ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, технологий и социальной сферы.
Хочу подчеркнуть, что в разработке, экспертизе и доработке проектов ФГОС по юриспруденции принимало максимальное по сравнению с другими проектами ФГОС количество представителей работодателей.
Решением Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования создана экспертная группа (руководитель С.М. Шахрай) по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также по определению критериев их деятельности. Эксперты группы анализируют поступающие предложения. Но уже сейчас в состав комиссии по лицензированию образовательных программ по юриспруденции Рособрнадзор обязательно включает представителя территориального управления Минюста России.
В качестве условия государственной аккредитации образовательных программ по юриспруденции предлагается включать положительные результаты общественно-профессиональной аккредитации, проводимой юридическим сообществом. Прорабатывается вопрос о привлечении представителей Ассоциации юристов России, Учебно-методического объединения по юридическому образованию Российской Федерации к разработке комплексных тестовых материалов для проверки качества подготовки юристов при проведении государственной аккредитации.
И, конечно же, при процедуре государственной аккредитации образовательных программ по юриспруденции предлагается учитывать востребованность выпускников. Как это может выглядеть на практике? Эксперты при работе в вузе должны отражать наличие структурных подразделений, занимающихся трудоустройством выпускников, наличие механизма обратной связи — мониторинга трудоустройства и карьерного роста, получения информации о недостатках в содержании подготовки, которые вызвали трудности в трудоустройстве и профессиональной деятельности выпускников.
В настоящее время Минобрнауки России готовит проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений)".
Внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации запланировано на март 2010 года.
Записал Александр ПИЛИПЧУК