Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Федеральное агентство железнодорожного транспорта нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Также ФАС России признала федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВО ЖДТ РФ) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона. Предприятие навязывало контрагенту условия договора, невыгодные для него, сообщает пресс-служба антимонопольного ведомстава.
В ФАС России обратилось ОАО "Уралэлектромедь".
В ходе рассмотрения дела ФАС России установила:
Приложением к приказу МПС России № 38 от 18.06.2003 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны" утвержден перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно Приказу МПС России № 38 сменное сопровождение грузов осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов. Такое сопровождение груза осуществляется ведомственной охраной.
Доля, которую занимает ФГП ВОЖД РФ на рынке услуг по сменному сопровождению и охране грузов в пути следования на железнодорожном транспорте, составляет более 50%.
ФАС России выявила условия договора на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом, навязываемые ФГП ВО ЖДТ РФ контрагентам:
- обеспечить сохранность вагонов, контейнеров с грузами в пути следования по территории Российской Федерации (согласно приказу МПС № 38 основной обязанностью ФГП ВО ЖДТ РФ является обеспечение сохранности грузов);
- расчет стоимости услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых по территории Российской Федерации, производится по ставкам сбора за сменное сопровождение и охрану вагонов, контейнеров с грузами (изменение ставок сбора за сменное сопровождение и охрану осуществляется ФГП ВО ЖДТ РФ в одностороннем порядке, что приводит к необоснованному увеличению стоимости услуг);
- сборы за сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения, входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, установленного ФГП ВО ЖДТ РФ и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер независимо от количества их в отправке (влечет к значительному увеличению стоимости услуг);
- в случае недостачи, утраты, повреждения грузов в пути следования по вине ФГП ВО ЖДТ РФ она несет ответственность в пределах стоимости груза, но не более предела ответственности ФГП ВО ЖДТ РФ (Это влечет убытки для грузоотправителей/грузополучателей или страховщиков в виде разницы реального ущерба и полученного от ФГП ВО ЖДТ РФ возмещения в пределе своей ответственности);
- досрочное расторжение договора возможно одной из сторон при письменном уведомлении другой стороны за три месяца (возможно одностороннее расторжение договора со стороны ФГП ВО ЖДТ РФ, что может быть проявлением злоупотребления доминирующего положения).
Также ФАС России выявила, что предел ответственности ФГП ВО ЖДТ РФ перед контрагентами в случае недостачи, утраты, повреждения грузов в пути следования установлен приказом ФГП ВО ЖДТ РФ, на основании "Методики расчета предела ответственности ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Размер предела ответственности ФГП ВО ЖДТ РФ перед контрагентами в случае недостачи, утраты, повреждения грузов в пути следования по вине ФГП ВО ЖДТ РФ на 2010 год установлен приказом ФГП ВО ЖДТ РФ и составляет 2 200 000 рублей на 1 вагон, контейнер с грузом, что влечет убытки для грузоотправителей/грузополучателей или страховщиков в виде разницы реального ущерба и полученного от ФГП ВО ЖДТ РФ возмещения в пределе своей ответственности (в 2008 году Арбитражный суд Свердловской области обязал ФГП ВО ЖДТ РФ выплатить ОАО "Уралэлектромедь" полную стоимость утраченного груза в размере 11 000 000 рублей).
Так, ФАС России признала организации нарушившими антимонопольное законодательство и выдаст предписание в установленный законом срок.