В среду, 12 мая, Государственная Дума рассмотрит во 2-м чтении поправки в закон "О безопасности дорожного движения", изменяющие условия получения права на управление транспортными средствами категории "Д", сообщается в материалах Госдумы.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 25 ФЗ "О безопасности дорожного движения" с целью увеличения возраста, необходимого для получения права на управление автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "D"), с 20 до 21 года, а также установления обязательного условия для предоставления указанного права — наличие непрерывного водительского стажа не менее трех лет.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, большая часть аварий на пассажирском транспорте происходит из-за низкой квалификации водителей, которая в свою очередь обусловлена отсутствием достаточного опыта. Ранее для получения водительского удостоверения категории "Д" необходимо было иметь стаж управления автомобилем не менее трех лет и достижения возраста 21 года. Мера по исключению фактов допуска неопытных водителей к управлению указанной категории транспорта является вынужденной, благодаря ей водители на момент получения водительского удостоверения категории "Д" достигнут возраста 21 года и будут иметь определенный опыт управления автомобилем, который позволит им правильно реагировать на сложившиеся дорожные ситуации при управлении автобусом. Это позволит сократить уровень аварийности на пассажирском транспорте, снизить количество погибших и раненых людей.
В отзыве Правительства РФ, которое в целом одобрило законопроект, указывается, что международными договорами в области безопасности дорожного движения, к которым присоединилась РФ, не установлены требования к минимальному возрасту или стажу управления транспортными средствами, необходимым для получения лицом права на управление транспортными средствами категории "D". Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 41 Конвенции о дорожном движении 1968 года присоединившиеся к ней страны вправе не признавать действительными на своей территории для управления транспортными средствами категории "D" водительские удостоверения, владельцам которых не исполнилось двадцати одного года. Результаты анализа законодательства других государств свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев право на управление транспортными средствами категории "D" предоставляется лицам, достигшим двадцати одного года. В связи с этим предложение об изменении возраста, с которого лицо может быть допущено к управлению транспортными средствами категории "D", поддерживается.
Содержавшаяся же в законопроекте норма о наличии у водителя непрерывного водительского стажа не менее трех лет правительством не поддержана. Как подчеркивается в заключении, законодательством РФ не установлены критерии, позволяющие установить наличие непрерывного водительского стажа (считать ли стаж непрерывным в случае, если водитель был нетрудоспособен в течение некоторого времени или по производственной необходимости выполнял работу, не связанную с управлением транспортным средством, и т.п.). Кроме того, в представленных материалах к законопроекту отсутствуют статистические данные, подтверждающие зависимость уровня аварийности от возраста водителей и непрерывного водительского стажа.
Автор законопроекта депутат Госдумы В. Водолацкий и профильный Комитет ГД по транспорту учли критику правительства — в тексте законопроекта ко 2-му чтению требование об обязательном водительском стаже для получения прав категории "Д" ограничивается 12 месяцами.