Госдума РФ зарегистрировала законопроект, призванный облегчить обращение граждан в организации и к должностным лицам, в госорганы и органы местного самоуправления. Соответствующие изменения, инициированые Нижегородской областной думой, предлагается внести в ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Так, поправками в пункт 1 части 4 ФЗ уточняется, что адресатом устных сообщений граждан является непосредственно должностное лицо.
Статья 4 ФЗ дополняется определением понятия коллективного обращения, которое включает в себя также обращение, принятое на публичном мероприятии.
Также предусматривается, что документы, которые прилагались к письму или обращению, должны быть возвращены гражданину.
Часть 3 статьи 7 ФЗ предлагается изложить в новой редакции, предусмотрев возможность направления гражданами обращений посредством телеграфа, факсимильной связи, электронной почты, а также путем вручения обращений должностным лицам при проведении публичных мероприятий.
Законопроектом предусматривается привлечение должностного лица к ответственности, если им было допущено нарушение прав граждан при рассмотрении обращений. Кроме того, законопроект вводит ряд уточнений в порядок проведения личного приема граждан.
Важная часть законопроекта — внесение изменения в статью 11 ФЗ. Как говорится в пояснительной записке, действующей редакцией указанной нормы предусмотрен императивный возврат гражданину без рассмотрения обращения, в котором обжалуется судебное решение. Проектом вводится альтернативная возможность направления такого обращения прокурору для рассмотрения и возможного направления в суд соответствующего представления (по гражданскому делу – если прокурор соответствующего уровня участвовал в судебном процессе).
Также дополнениями в часть 2 статьи 11 предлагается жалобы граждан, касающиеся работы суда, направлять для рассмотрения председателю соответствующего или вышестоящего суда. Сейчас, как правило, такие жалобы возвращаются гражданину, отмечают авторы законопроекта.

