Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ о дополнительных формах отчетности о доходах физлиц.
Проект ФЗ "О внесении изменений в статьи 216 и 229 главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму Волгоградской областной Думой.
Как отмечается в проекте отзыва правительства, статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 216 и 229 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), устанавливающие отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по налогу на доходы физических лиц, а также обязанность для налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую декларацию и расчеты по истечении налогового и отчетных периодов соответственно.
Вместе с тем возложение на налогового агента обязанности по представлению налоговой декларации не согласуется с абзацем первым пункта 1 статьи 80 Кодекса, согласно которому налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Следовательно, налоговая декларация является формой отчетности налогоплательщика, а не налогового агента.
В настоящее время в соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
На основании пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Таким образом, законопроектом предусматривается введение дополнительной отчетности по налогу на доходы физических лиц для налоговых агентов. Реализация данных положений законопроекта существенно усложнит налоговое администрирование и увеличит административные расходы как у налоговых агентов, так и у налоговых органов, что не согласуется с целями и задачами основных направлений налоговой политики, поставленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах", предусматривающими необходимость совершенствования процедуры налогового администрирования и устранения излишних форм налоговой отчетности.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений также не согласуется с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (подраздел 2 раздела IV "Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности"), согласно которой механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, в частности, упрощение процедур и форм налоговой отчетности.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект, говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.