Управление Генпрокуратуры России в Центральном федеральном округе подвело итоги работы по надзору за соответствием федеральному законодательству региональных и муниципальных нормативных правовых актов за первое полугодие 2010 года, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.
В указанный период прокуроры на территории округа оспорили 14 122 нормативных правовых актов, из которых 181 был принят органами государственной власти субъектов и 13941 - органами местного самоуправления. Благодаря вмешательству прокуроров в соответствие с федеральным законодательством приведено 158 региональных и 12 389 муниципальных актов.
Так, в ряде случаев при издании нормативных правовых актов органы государственной власти и местного самоуправления включали в них многочисленные нормы, которые противоречили бюджетному, налоговому, жилищному, земельному и градостроительному законодательству. Применение таких норм влекло за собой нарушения законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции, определения правового статуса депутатов представительных органов, размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Прокурорский надзор за законностью региональных и муниципальных нормативных актов является одним из наиболее эффективных способов защиты прав граждан в социальной сфере.
Так, прокуроры в Ивановской, Курской, Орловской, Смоленской областях приняли меры по правовому обеспечению надлежащей реализации прав педагогических работников в сельской местности на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
По требованию прокуроров Брянской, Ивановской, Тульской и других областей в соответствие с федеральным законодательством приведены нормативные акты, регламентирующие порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Во исполнение решения суда Советского района города Брянска от 6 апреля 2010, вынесенного по иску прокурора Брянской области, администрацией области 30 июня 2010 принято постановление, регламентирующее порядок и условия предоставления отдельным категориям инвалидов ежегодной денежной компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасных частей к ним.
Одной из основных причин оспаривания региональных и муниципальных нормативных правовых актов в федеральном округе по-прежнему остается несвоевременное приведение этих актов в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Так, с 1 января 2010 вступило в силу постановление Правительства РФ "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства". Однако ряд норм постановления Губернатора Курской области от 05.08.2009 №249 "О регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, реализуемые на территории Курской области" не было приведено в соответствие с нормами названного постановления. В связи с этим прокурор области принес протест на постановление губернатора области, по результатам рассмотрения которого в него внесены необходимые изменения и дополнения.
За нарушения, связанные с подготовкой и принятием муниципальных нормативных правовых актов, по представлениям прокуроров в Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Ярославской областях к дисциплинарной ответственности привлечено 213 должностных лиц органов местного самоуправления. В Воронежской и Рязанской областях должностные лица по инициативе прокуроров привлечены к административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования, несвоевременное внесение изменений в уставы муниципальных образований и несвоевременное представление их на государственную регистрацию в органы юстиции.
В целях совершенствования законодательной базы прокуроры в первом полугодии 2010 года подготовили 29 проектов региональных нормативных правовых актов, которые в основном касались защиты прав несовершеннолетних, вопросов осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
К примеру, в Рязанской области принят закон "О порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Рязанской области", проект которого разработан областной прокуратурой.
Прокуратура Брянской области в связи с многочисленными пробелами в нормативной базе и нарушениями, допускаемыми при регулировании муниципального земельного контроля, разработала законопроект "О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области", который находится в стадии рассмотрения.