В Государственной Думе состоялось заседание Высшего экологического совета, на котором обсуждалось нормативно-правовое регулирование в сфере утилизации автотранспортных средств, сообщает пресс-служба палаты.
Участники заседания отметили, что по экспертным оценкам в Российской Федерации ежегодно выбывает из эксплуатации и требует утилизации 0,9 — 1,5 млн. ед. транспортных средств (3,0 — 3,9% автомобильного парка страны). Учитывая сложившийся возрастной состав автопарка страны и средний срок службы автотранспортных средств 12-14 лет, к 2020 году этот уровень может достигнуть 6% в год. При этом в стране практически отсутствует государственная система сбора, утилизации и вторичного использования материалов, вышедших из эксплуатации транспортных средств. Это ведет к увеличению риска неконтролируемого роста свалок высокотоксичных отходов.
В ходе обсуждения участниками было заявлено, что сегодня отсутствует нормативно-правая база, стимулирующая и организующая работу системы по сбору, переработке и вторичному использованию отслуживших автомобилей и автомобильных компонентов (система авторециклинга), в том числе система ответственности автовладельцев в сфере утилизации. Это ведет к отсутствию у автовладельцев заинтересованности сдавать отслужившие автомобили и вышедшие из употребления автомобильные компоненты на утилизацию и значительно осложняет развитие инфраструктуры авторециклинга на всех ее этапах: утилизация, транспортировка, повторное использование и захоронение. Решение этих проблем становится особенно актуально в свете реализации Стратегии развития автомобильной промышленности и проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.
Высший экологический совет считает, что первыми шагами по созданию новой системы должны стать соответствующие изменения действующего законодательства с учетом наиболее передового опыта подобного регулирования в европейских странах. Данный вариант позволяет сразу вписать систему утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в систему уже действующего законодательства, исключая ситуацию повторения и дублирования норм, изложенных в существующих законах и подзаконных нормативных актах. Это резко сократит время необходимое для разработки и введения в практику новых необходимых правовых норм. Основными законами, в которые необходимо внести соответствующие изменения являются законы "Об отходах производства и потребления", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав потребителей".
Члены и эксперты Высшего экологического совета выразили готовность принять участие в разработке законодательных решений, направленных на создание системы сбора и утилизации, вышедших из эксплуатации транспортных средств, а также отметили необходимость разработки на уровне Правительства Концепции создания в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.