Конституционный Суд РФ сегодня огласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда положений закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", сообщает пресс-служба КС.
Конституционный Суд РФ огласил Постановление по делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 4 и статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания" и абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании" в связи с жалобой гражданина И.Б.Вольфсона.
Справка. Согласно федеральному законодательству, депутаты, избранные в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, могут исполнять свои депутатские полномочия на постоянной профессиональной основе, на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности. Условия осуществления депутатской деятельности и число депутатов, работающих в региональном парламенте на постоянной профессиональной основе, устанавливаются Конституцией (Уставом) и (или) законом субъекта РФ.
Алтайское краевое Законодательное Собрание состоит из 68 депутатов, избираемых на 4 года. Число депутатов, работающих в Законодательном Собрании на постоянной профессиональной основе, не может превышать 1/4 от общего количества депутатов. При этом на постоянной профессиональной основе по решению постоянных комитетов Законодательного Собрания могут работать председатели, заместители председателей и члены этих постоянных комитетов. Решения постоянных комитетов о количестве лиц, работающих в них на постоянной профессиональной основе, утверждаются Алтайским краевым Законодательным Собранием в соответствии с общей суммой расходов на содержание Законодательного Собрания, предусмотренной краевым бюджетом на текущий год.
История вопроса. И.Б. Вольфсон в марте 2008 года был избран депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания, вошел в состав фракции КПРФ и в постоянный комитет по местному самоуправлению. Он имел намерение работать на постоянной профессиональной основе, однако комитет отказал ему в таком варианте исполнения депутатских полномочий. И.Б. Вольфсон обжаловал это решение в судебном порядке, но его требования были оставлены без удовлетворения.И.Б. Вольфсон просил Конституционный Суд РФ признать не соответствующим Конституции РФ положения федерального и краевых законов, закрепляющие основания и порядок решения вопроса о работе депутата на постоянной профессиональной основе.
Дело было рассмотрено Конституционным судом 17 сентября 2010 года.
Позиция заявителя. Заявитель полагал, что оспариваемые законоположения допускают принятие произвольных решений по вопросу об исполнении депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания своих полномочий на постоянной профессиональной основе, не обеспечивают учет мнения по этому вопросу депутатских фракций, в том числе относящихся к меньшинству, и тем самым нарушают конституционное право на участие в управлении делами государства, принципы идеологического многообразия, равенства перед законом и равноправия.
Позиция Суда. Оспариваемые положения Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закона Алтайского края "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания" сами по себе не препятствуют депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе, в связи с чем в этой части жалоба заявителя признана недопустимой и производство по делу в этой части было прекращено.
Таким образом, предметом рассмотрения КС являлись положения абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании", определяющие порядок реализации его депутатами права на осуществление своей деятельности на постоянной профессиональной основе.
Исходя из конституционных принципов народовластия и реализации права на участие в управлении делами государства, КС пришел к выводу, что установление законодателем Алтайского края различных условий осуществления депутатами своей деятельности – на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной работы – не приводит к неравенству депутатов, не противоречит принципам их независимости и объективного выражения интересов избирателей и, как следствие, не нарушает конституционных прав и свобод граждан РФ.
Вместе с тем, предусматривая возможность профессиональной работы депутатов, законодатель обязан установить такой порядок реализации ими соответствующего права, который отвечает конституционным требованиям определенности и справедливости и исключает принятие по данному вопросу произвольных решений.
Особое значение для решения вопроса об условиях осуществления депутатской деятельности имеет учет мнения всех фракций. А при формировании законодательного органа по мажоритарно-пропорциональной системе должен быть также обеспечен учет мнения депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, которое может быть выражено ими самостоятельно или через образуемые ими депутатские объединения.
К ведению постоянных комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания относится лишь предварительное рассмотрение вопросов, связанных с работой депутатов на постоянной профессиональной основе. Окончательное решение по данному вопросу принимается на заседании Законодательного Собрания и оформляется соответствующим постановлением.
Если количество желающих работать на постоянной основе не превышает 17 депутатов, им всем должна быть предоставлена такая возможность. В иных случаях персональный состав данной части депутатского корпуса должен определяться Законодательным Собранием исходя из профессиональных, деловых и иных личных качеств каждого депутата, изъявившего соответствующее желание.
Конституционный Суд РФ постановил, что оспоренные положения Закона Алтайского края "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании" не противоречат Конституции РФ, так как по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают принятия Законодательным Собранием произвольных решений по вопросу об осуществлении депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, не исключают учета мнения фракций, депутатских объединений и отдельных депутатов и не означают наличия у постоянных комитетов правомочий по окончательному определению персонального состава соответствующей части депутатов Законодательного Собрания.
Придание данным законоположениям иного смысла допускало бы отступление от закрепленных в Конституции РФ принципов демократического правового государства, политического плюрализма, многопартийности и равенства перед законом (статья 1, часть 1; статья 13, части 3 и 4; статья 19, часть 1).
Вместе с тем, это не освобождает Алтайский парламент от совершенствования порядка реализации депутатами Законодательного Собрания права на занятие депутатской деятельностью на постоянной профессиональной основе. Также не исключена возможность пересмотра правоприменительных решений, принятых в отношении И.Б. Вольфсона, если в их основу было положено такое истолкование данных законоположений, которое расходится с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ.
Председательствовал в процессе РУДКИН Юрий Дмитриевич. Судьей-докладчиком был КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич.