ПРАВО.ru
Новости
3 июня 2013, 15:36

13 лет потребовалось Госдуме, чтобы отвергнуть проекты ВС об административных судах

13 лет потребовалось Госдуме, чтобы отвергнуть проекты ВС об административных судах
Фото ИТАР-ТАСС

Два законопроекта Верховного суда о создании в России административных судов, внесенные в Госдуму еще осенью 2000 года, не нашли поддержки у депутатов. Они "утратили актуальность", решили члены думского комитета по госстроительству и рекомендовали коллегам отклонить их.

Формальной причиной для этого стал президентский пакет законопроектов о Кодексе об административном судопроизводстве, который Владимир Путин представил в марте 2013 года. "[Эти] законопроекты направлены на наиболее полное осуществление нормативного правового регулирования института административного судопроизводства, детально устанавливают процессуальный порядок рассмотрения судами дел, возникающих из публичных правоотношений", — говорится в заключении комитета.

Сегодня глава комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин напомнил, что вариант КоАСа от Путина "предполагает иной подход к осуществлению организационной формы административного судопроизводства, без выделения специальных административных судов". Решено ограничиться административными коллегиями, уже сформированных в судах общей юрисдикции областного звена. В свою очередь, ВС РФ настаивал на появлении в стране самостоятельных административных судов, которые бы входили в систему судов общей юрисдикции.

Сфера регулирования "президентского" проекта КоАС оказалась гораздо уже, чем ВС хотел изначально. Он не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях (и водителям, например, по-прежнему придется доказывать свою невиновность, а не оставлять бремя доказательства полиции), а административные споры бизнеса останутся в арбитражных судах. Кодекс будет устанавливать только правила разрешения административных дел "о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов" граждан, партий, некоммерческих и религиозных организаций. Речь идет об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов госвласти, местного самоуправления и чиновников.

Плигин после заседания комитета вновь обратил внимание на то, что "кодекс реально глубоко проработан". "Это, думаю, дает возможность говорить о том, что в течение весенней сессии он будет принят", — сказал парламентарий. Однако судьба отдельных норм пока еще не решена. Ранее депутаты усомнились в необходимости высшего юридического образования у представителей сторон в административных спорах (это может повлечь для граждан дополнительные расходы). "Речь идет о специальной категории дел, которые имеют важное значение. Там действительно требуется образование", — сказал Плигин, но подчеркнул, что не знает, останется ли это требование.