ПРАВО.ru
Мнения
Регистратор суда МФЦА и Международного арбитражного центра Кристофер Кэмпбелл-Холт
12 декабря 2018, 20:14

«Мы поможем получить справедливый вердикт и обеспечить его исполнение»

«Мы поможем получить справедливый вердикт и обеспечить его исполнение»
Известные судьи и авторитетные адвокаты из Соединенного Королевства переехали в Казахстан, чтобы возглавить там новый коммерческий суд. Он будет использовать законы Международного финансового центра «Астана», а по сути – общее английское право. О работе нового суда рассказал его регистратор Кристофер Кэмпбелл-Холт.

– Кристофер, английское право – основное преимущество МФЦА, которое привлекает бизнес из стран евразийского региона. Чем именно, на ваш взгляд, английское право так привлекательно для бизнеса?

– Смысл использования английского общего права в качестве основы правовой системы МФЦА состоит в том, что оно понятно и предсказуемо для международного бизнеса. И во многом решение о применении английского общего права в МФЦА было принято, потому что большие компании и инвесторы на международном уровне уже используют его.

– Известно, представители России и Казахстана – основные фигуранты споров, рассматриваемых в английских судах. Насколько реальна перспектива того, что им будет комфортнее в будущем заключать сделки по правилам МФЦА и переносить свои споры из Лондона в Астану?

– Всегда будут организации, особенно крупные инвесторы, которые предпочтут использовать коммерческие суды в Лондоне и Великобритании. Мы и не против. Но мы стремимся создать – и считаем, что уже создали, – очень привлекательную возможность для инвестирования на площадке МФЦА. 

Наша система английского общего права, наш суд МФЦА, рассматривающий коммерческие и гражданские дела, моделью для которого стали английские суды общего права, а также Международный арбитражный центр, позволяют создать гибкую альтернативу обращению в лондонские суды и другие суды в разных странах мира, которые сейчас используют компании из России и других стран. 

Британец Кристофер Кэмпбелл-Холт – известный в мире юридический консультант. Работал в международной юрфирме Norton Rose Fulbright. Был членом и учредителем консультативного совета Центра этики и права в Университетском колледже Лондона. Преподавал в университетах Великобритании и Ближнего Востока. Является членом Коллегии адвокатов штата Нью-Йорк, а также аккредитованным медиатором Центра эффективного разрешения споров (CEDR). 

Мы считаем, что наше предложение особенно привлекательно сейчас и будет привлекательно в будущем благодаря нашему географическому положению, нашим ценам – а они реально ниже нижнего предела по сравнению с судами в Лондоне и в других городах мира, а также благодаря нашей гибкости. У нас нет гор нерассмотренных дел, и мы готовы, способны и желаем оказать содействие в разрешении споров в любое время, не вынуждая ждать годами, пока подойдет очередь на рассмотрение дела в суде или в арбитраже. 

ВС решал, нужно ли не исполнять решение международного арбитража

Что касается арбитража, мы можем помочь с подбором арбитров, чтобы стороны могли найти их быстрее, чем в любом другом арбитраже в мире. Это возможно благодаря нашим уникальным отношениям с лучшими арбитрами мира. Мы уверены, что мы предлагаем услуги по разрешению споров на уровне лучших мировых стандартов благодаря суду МФЦА и арбитражному центру. И это очень привлекательно и удобно для российского бизнеса и для бизнеса из других стран.

– Для бизнеса основным фактором для принятия решения по выбору суда или арбитража является доверие к судьям или арбитрам. Как вы обеспечиваете выбор таких судей и арбитров, которым стороны спора будут доверять?

– Судьи нашего суда, и особенно председатель суда МФЦА лорд Вульф, который раньше был верховным судьей Англии и Уэльса, а также председатель нашего Международного арбитражного суда Барбара Доманн и остальные арбитры, входят в число наиболее уважаемых юристов, арбитров и медиаторов во всем мире. И именно они представляют собой самую сильную сторону нашего суда и арбитражного центра. 

В новом коммерческом суде Казахстана работают известные британские судьи и адвокаты: главный судья Англии и Уэльса Гарри Вульф, сэр Робин Джейкоб, сэр Стивен Ричардс, сэр Джек Битсон, сэр Руперт Джексон, королевский адвокат Лорд Фолкс, королевский адвокат Эндрю Спинк, королевский адвокат Том Монтегю-Смит, королевский адвокат Барбара Доманн и Патриция Эдвардс.

Их участие обеспечивает несомненное доверие и честность. Они известны во всем мире своей независимостью и непредвзятостью. Доверие к ним основано на их решениях по самым сложным делам, решениях, соответствующих самым высоким профессиональным стандартам. И именно такая их репутация дает нам основание полагать, что компаниям следует использовать площадку МФЦА для инвестиций, а нашу правовую систему для разрешения споров.

Лорд Вульф как председатель и я как регистратор и руководитель аппарата суда и арбитражного центра в течение года работали в тесном контакте с управляющим МФЦА Кайратом Келимбетовым и его командой над созданием базовых основ – правового механизма, систем и правил, обеспечивающих абсолютную независимость и непредвзятость суда, а также необходимой судебной инфраструктуры. 

И это все сейчас претворяется в жизнь решениями наших судей, арбитров и медиаторов, уровень которых соответствует самым высоким мировым стандартам.

– Как оцениваете сроки создания МФЦА по сравнению с другими финцентрами? В Казахстане создали условия для появления здесь юрисдикции английского права за три года – в других финцентрах так же быстро справлялись? Как это происходило в Катаре и Гонконге? 

– Сроки реализации – это один из наиболее потрясающих аспектов успеха МФЦА на настоящий момент. Лорд Вульф и я приступили к выполнению наших обязанностей 1 февраля 2017 года. И за 10 месяцев, работая вместе с управляющим МФЦА и его командой, мы создали коммерческий суд, работающий на принципах общего права, и арбитражный центр мирового уровня. 

Суды, аналогичные МФЦА в Казахстане, уже созданы в Сингапуре, Гонконге, Дубае, Абу-Даби и Катаре.

Также за этот срок были выбраны и назначены на должности судей МФЦА указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева лучшие судьи Англии и Уэльса. И все это было сделано в абсолютно рекордные сроки! В Катаре для такой работы потребовалось намного больше времени, несколько лет. Также несколько лет это заняло и в других финансовых центрах. 

– Сегодня в МФЦА зарегистрировано уже более 100 участников. Какие-то вопросы в судебном порядке уже решаются?

– Естественно ожидать, что при наличии коммерческой деятельности, всегда будут контрактные или коммерческие споры. Нам известно, что они уже возникают, хотя МФЦА начал свою деятельность совсем недавно, только 1 января 2018 года. Это подтверждает будущую востребованность суда и арбитражного центра. Конечно, мы не желаем возникновения споров, но мы говорим компаниям в России, Центральной Евразии и Казахстане, что наш суд и арбитражный центр начали свою деятельность и мы готовы оказать компаниям содействие в разрешении их споров, если такая необходимость возникнет.

– Закон гарантирует вам независимость от судебной системы Казахстана. Как это будет работать на практике и какие заверения вы можете дать компаниям, которые в отсутствие реальной правоприменительной практики в этом могут сомневаться?

– Мы считаем, что независимость – это еще одна сильная сторона суда и арбитража МФЦА. В марте 2017 года были внесены необходимые изменения в Конституцию Казахстана. Честно говоря, мы до конца не верили, что это произойдет: это не произошло в Катаре и других финансовых центрах – но это произошло благодаря полной поддержке руководства страны и президента Назарбаева. Согласно этим изменениям, МФЦА имеет свой собственный, независимый правовой режим, собственную судебную систему и арбитражный центр. Это существует, это обеспечено Конституцией и другими законами Казахстана, включая конституционный закон Казахстана от 2015 года, принятый парламентом. То есть у нас есть полный юридический аппарат для независимости суда и арбитражного центра.

Для работы МФЦА 7 декабря 2015 года был принят конституционный закон Республики Казахстан. Он определил особый правовой режим на территории МФЦА, который может быть основан в том числе на принципах, нормах, прецедентах права Англии и Уэльса или стандартах ведущих мировых финансовых центров. 

Но как мы защищаем все это? Во-первых, все наши судьи, арбитры и медиаторы известны во всем мире своей независимостью и непредвзятостью. Это основа доверия. Они не стали бы участвовать в этой работе, если бы искренне не верили, что они будут независимы и непредвзяты, и если бы у них хоть на мгновение возникли в этом сомнения.

Что касается национальной судебной системы Казахстана, мы почти за два года установили дружественные отношения с Верховным судом Казахстана. Из прошлого опыта нам известно, насколько важно для нового суда и арбитражного центра МФЦА иметь взаимопонимание с национальной системой гражданского судопроизводства. Две системы могут работать, дополняя друг друга, но сохраняя независимость. Наш суд и арбитражный центр МФЦА полностью независимы от местных судов, судьи нашего суда полностью независимы от местных судей, и это будет обеспечиваться на практике и в будущем.

Лебедев пообещал заняться международным арбитражем

Классический пример нашей независимости – для обеспечения исполнения решений суда МФЦА сторонам не придется обращаться в местные суды. Они получают исполнительный лист в нашем суде, который напрямую идет в Палату частных судебных исполнителей Республики Казахстан для исполнения, не проходя через местные суды. То есть не существует даже возможности для нарушения независимости суда МФЦА.

– А как разрешаются противоречия между национальным правом и правом МФЦА?

– Важно четко понимать юрисдикцию суда МФЦА. Он существует для того, чтобы по просьбе сторон и, в соответствии с заключенным между ними контрактом, рассматривать гражданские и коммерческие споры. У него нет задачи рассматривать административные или уголовные дела, такие дела рассматриваются исключительно судами Республики Казахстан. 

Что касается коммерческих вопросов, стороны должны заявить о применимой юрисдикции, что делается при обращении в суд о рассмотрении спора. Стороны должны определить между собой, какое применяется право. Проще говоря, применяется то право, которое прописано в контракте. Если прописано право МФЦА, то все просто – суд рассматривает спор о контракте в соответствии с положениями права МФЦА. Честно говоря, не вижу возможности для противоречий с национальной судебной системой. Стороны должны только определить юрисдикцию и зафиксировать на бумаге, какое применяется право.

– Чего ожидаете от работы здесь? Ждете, что будет много кейсов, а может, наоборот, мало? 

– Мне вместе с председателем суда МФЦА лордом Вульфом уже приходилось вести такую работу. И, конечно, я сравниваю свою работу сегодня со своим опытом работы в Катаре и своими знаниями о подобных финансовых центрах в Дубай, Абу-Даби, Сингапуре, Гонконге. Мы видим колоссальную востребованность к нашим услугам со стороны местного бизнеса и бизнеса из других стран региона Центральной Евразии, включая Россию, Узбекистан, Белоруссию и другие. Рассказ о судебной и арбитражной системе МФЦА вызывает самый искренний интерес со стороны компаний и их юристов. Суд и Международный арбитражный центр МФЦА создавались для предоставления полного пакета услуг по разрешению споров: судебное разбирательство, арбитраж или медиация, мы готовы оказать необходимое содействие. И очевидно, что есть значительное поле для деятельности и суда, и арбитражного центра. 

Сначала я думал, что основной спрос будет на услуги арбитража. И, думаю, можно сказать, что на раннем этапе так оно и будет. Хотя посмотрим, сколько будет дел в будущем. Но я был удивлен, насколько велик интерес к суду, особенно со стороны российского бизнеса. Например, мы узнали, что решение зарубежного арбитража может не быть принято в России, если этот арбитражный институт не имеет соответствующей лицензии и регистрации в России. Что же тогда делать сторонам? И мы получили совет от крупных юридических фирм с практикой в Москве, что возможным выходом может стать конвертация арбитражного решения в решение суда МФЦА. Это решение, по сути, станет решением казахстанского суда. И по двустороннему соглашению или международной конвенции это решение станет обязательным для исполнения в России.

Госсуды забраковали оговорку международного арбитража ICC

Таким образом, мы предлагаем различные решения в зависимости от того, бизнес какой страны решает использовать нашу инфраструктуру и какие у них будут задачи. Но важно то, что мы предоставляем платформу мирового уровня в интересах всех участников. Какие бы задачи перед ними не стояли, мы поможем получить справедливый вердикт и обеспечить его исполнение в их стране.

– Почему согласились приехать в Казахстан? Что привлекло? 

– Я приехал в Казахстан по той же причине, по которой раньше поехал в Катар. Потому что меня попросил об этом лорд Вульф. Это честный ответ. 

Когда он мне рассказал о Казахстане, мне стало интересно. Конечно, я постарался быстро узнать о стране, что возможно. Мне также детально рассказали об МФЦА те люди, которые здесь уже работали. 

И этот проект показался мне уникальной возможностью, которая может представиться только раз в жизни. Возможностью реально поспособствовать развитию английского или международного права, его применению в стране, обладающей колоссальным потенциалом для бизнеса. И делать это при поддержке руководства и президента этой страны, которые готовы сделать все необходимое для успеха этой инициативы. Невозможно отказаться от возможности создать с нуля финансовый центр мирового уровня для Казахстана и всего региона. Так что сказать «да» было очень просто. 

И после приезда в Астану, несмотря на холод (я сюда приехал в январе), всего через две недели я подписал контракт. С того времени мы с женой живем здесь.