ПРАВО.ru
Мнения
Александр Русецкий, замгендиректора АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», член Ассоциации юристов России и Ассоциации этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности", и Тимур Тухватуллин, руководитель проекта управления комплаенса АНО "Московская дирекция транспортного обслуживания", кандидат юридических наук
6 октября 2020, 8:46

Новая работа для бывших служащих: как надо поменять ограничения

Новая работа для бывших служащих: как надо поменять ограничения
Для борьбы с коррупцией закон ограничивает трудоустройство бывших государственных и муниципальных служащих в организации, которые раньше были им подконтрольны по долгу службы. Для этого нужно получать специальное разрешение и соблюсти ряд правил. Но закон можно уточнить и сделать лучше, чтобы защитить права бывших служащих. Как это сделать, предложили Александр Русецкий, замгендиректора АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», и Тимур Тухватуллин, руководитель проекта управления комплаенса АНО.

Для борьбы с коррупцией ст. 12 закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает определенный порядок трудоустройства в организации, которые ранее были подконтрольны претенденту по долгу службы. Как говорится в этой статье, бывший служащий, чья должность включена в соответствующий перечень, в течение двух лет после увольнения имеет право трудоустроиться в организацию и (или) выполнять в ней работы (оказывать услуги) на условиях гражданско-правового договора (цена договора более ста тысяч рублей), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией раньше входили в его должностные обязанности, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по предыдущему месту службы (далее – комиссия).

За нарушение этого правила ст. 19.29 КоАП предусматривает административную ответственность для граждан, должностных лиц и организаций. За последние три года по постановлениям прокуроров за такие нарушения привлекли 14 900 лиц и назначили штрафов почти на 600 млн. руб.

Категории бывших служащих, требования к которым нужно изменить

Но практика показывает, что ст. 12 надо улучшить - в частности, в случаях, когда бывший служащий устраивается в организацию или учреждение, которые подведомственны соответствующему государственному или муниципальному органу, поскольку фактически это перевод на другой участок работы. Президент или Правительство, исходя из формальных требований ст. 12, не могут принять решение о назначении бывшего служащего в госкорпорацию (компанию), если раньше в его должностные функции входило государственное управление ею, без согласия ведомственной комиссии или президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Поэтому предлагаем изменить ст. 12, ч. 31 ст. 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 641 Трудового кодекса.

Предлагаем установить, что ограничение не распространяется на случаи, когда бывшего служащего назначают в организацию, подведомственную органу, где он проходил государственную (муниципальную) службу, или в организацию, функции управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности. Решение о назначении при этом принимает Президент, Председатель Правительства или руководитель органа государственной власти РФ, органа местного самоуправления, где человек проходил государственную или муниципальную службу перед увольнением, а также по представлению этих лиц.

В таком случае любое лицо, ранее по долгу службы входившее, например, в Совет директоров крупной государственной корпорации или организации с государственным участием, может туда трудоустроиться без каких-либо запретов и ограничений.

Предлагаем не распространять ограничения и обязанности из ст. 12 на случаи, когда бывший служащий заключает трудовой или гражданско-правовой договор с государственными (муниципальными) учреждениями, унитарными предприятиями и государственными корпорациями, ранее ему подконтрольными (поднадзорными). Коррупционных рисков тут нет, как и коллизии публичных и частных интересов.

Что касается коллизии публичных и частных интересов, она может возникать не только в отношениях управления, но и в гражданско-правовых отношениях, при управлении, например, имуществом, закупках, распределении ограниченных ресурсов. Поэтому надо уточнить круг полномочий, которые могут создать такую коллизию.

Кроме того, определение функций управления организацией из п. 4 ст. 1 закона «О противодействии коррупции» слишком общее и допускает разные толкования. Имеет смысл его конкретизировать на уровне федерального законодательства с учетом специфики того или иного ведомства.

Предлагаем указать, что ограничения и обязанности распространяются на лиц, которые были обязаны представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В отношении федеральных государственных служащих, например, такое правило уже установлено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Также предлагаем распространить ограничение, установленное ст. 12, на лиц, которые замещают отдельные государственные и муниципальные должности. Сейчас оно действует для лиц, замещавших должности заместителей министров и руководителей федеральных служб и агентств, и не действует для тех, кто был министром. Хотя правовой разницы тут нет.

Ст. 12 распространяет действие на случаи, когда с бывшим служащим заключают трудовой или гражданско-правовой договор. Иногда его не подписывают, но вознаграждение может выплачиваться. Например, это места в коллегиальных органах управления (таких, как счетная комиссия) или в совете директоров организации. Предлагаем распространить действие ст. 12 и на эти случаи.

Срок, форма обращения бывшего служащего, проверка обращения

Ч. 1 ст. 12 обязывает бывшего служащего получать согласие на замещение определенных должностей, а работодатель должен сообщить о том, что он заключил с ним договор. Но не указано, в какой срок у служащего появляется такая обязанность, и когда он должен направить обращение, чтобы получить согласие. Согласно ТК, трудовые отношения возникают на основе трудового договора, который вступает в силу со дня подписания. Поэтому обязанность направить обращение возникает со дня подписания трудового договора. А время для направления обращения не может превышать срок, в течение которого уведомление отправляет работодатель – 10 дней. Эти положения надо закрепить нормативно. Например, бывший служащий одного из федеральных органов исполнительной власти сообщил о новом трудоустойстве в комиссию в 14-дневный срок, хотя надо было уложиться в 10 дней. Его оштрафовали, и вышестоящий суд оставил решение в силе.

Как сказано в законе, работодатель должен в течение 10 дней известить в письменной форме бывшего работодателя. Но что это за уведомление – простое, заказное письмо, факсимильная связь или доставка нарочным – не говорится. Суды в большинстве случаев считают, что простое письмо – ненадлежащий способ уведомления. Чтобы избежать споров, предлагаем закрепить порядок в законе (по аналогии со ст. 25.15 КоАП).

Как устанавливает ч. 6 ст. 12, соблюдение запретов и условий проверяют в порядке, который установлен нормативными правовыми актами. Но его до сих пор нет. Полагаем, что можно установить порядок, закрепленный в положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов предусмотрена процедура рассмотрения соответствующих обращений и уведомлений (абз. второй подп. «б» и подп. «д» п. 16).

Пока же правовой пробел предоставляет право самопроизвольно определять порядок проверки поступивших уведомлений от новых работодателей и обращений бывших служащих. Иногда проверки и вовсе не проводят, потому что не принят обязательный по закону документ.

Авторы:

Александр Русецкий
замгендиректора АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания»

Тимур Тухватуллин
руководитель проекта управления комплаенса АНО