ПРАВО.ru
Мнения
Дмитрий Фесько, руководитель практики инвестиционного и налогового права Alliance Legal CG
10 декабря 2020, 16:39

Законодательство о госконтроле: как предпринимателям защитить свои права

Законодательство о госконтроле: как предпринимателям защитить свои права
Законодательство о государственном контроле представляет набор разрозненных правовых актов и нуждается в доработке. Чтобы исправить ситуацию, был принят закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Его цель – провести реформу сферы государственного надзора и контроля. Все особенности нововведений объясняет Дмитрий Фесько, председатель наблюдательного совета партнеров, руководитель практики инвестиционного и налогового права Alliance Legal CG.

Как изменится система контроля, какие права и гарантии получат предприниматели

Недостаток существующей системы контроля предпринимателей – отсутствие чёткой правовой базы и внятных гарантий для бизнеса. Новый закон содержит ряд нововведений, позволяющих контролируемым лицам защитить права. Он официально ставит во главу угла соблюдение и защиту прав проверяемых субъектов как принцип государственного контроля (ст. 29 закона).

На первое место поставлены профилактические меры. Целью работы контролёров должно стать предупреждение нарушений. В ст. 45 закона есть список профилактических мероприятий. К ним относятся обобщение правоприменительной практики, информирование, профилактическое сопровождение и другие меры.

Вводится система анализа и учёта рисков в зависимости от вида деятельности. Для каждой категории определяются виды контроля и периодичность проверок.

Гарантии прав предпринимателей

Первое, что хочется отметить, – заблаговременное согласование многих предупредительных мер с подконтрольными организациями.

Вводятся дополнительные негосударственные механизмы, стимулирующие соблюдение обязательных требований. Речь идёт об оценке, проводимой аккредитованными организациями. Получение документа о соответствии требованиям освобождает от плановых проверок.

Новый закон установил исчерпывающий перечень контрольных мероприятий и чёткий регламент их проведения. Теперь они не ограничиваются документарными и выездными проверками. К ним добавлены мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и другие. Подобное регулирование не позволяет инспекторам проводить проверки произвольно.

Закон ориентирован на новые технологии и вводит порядок электронного взаимодействия между субъектами. Это делает процесс контроля более прозрачным, укрепляет позиции предпринимателей и снижает риск столкнуться с произволом и коррупцией. Закон даже допускает возможность проведения проверок при помощи аудио- или видеосвязи (ст. 56 закона).

Вводится система электронного взаимодействия между субъектами. Электронное взаимодействие предполагает, что всю информацию проверяющие органы заносят в Единый портал государственных услуг.

Закон содержит положение, касающееся сокращения выездных проверок. Их можно будет проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Выездная проверка может проводиться при условии обязательного предварительного уведомления не позднее чем за 24 часа до её начала.

Новый закон запрещает оценивать качество работы контролирующих органов в зависимости от количества проведённых проверок и выявленных нарушений.

Другое нововведение, защищающее права предпринимателей, – правило, признающее недействительными результаты тех проверок и контрольных мероприятий, которые проведены с грубыми нарушениями. В прежней редакции закона оно отсутствовало.

На защиту прав контролируемых лиц направлено дополнение обязанностей контрольных органов. В законе чётко сформулирован запрет совершать действия и принимать решения, унижающие достоинство личности и вредящие деловой репутации. Отдельно оговорён запрет проявлять неуважение к религиозным чувствам.

Введено правило об обязательном проведении консультаций с предпринимателями в процессе рассмотрения результатов проверки. Протокол консультаций учитывается при принятии решения по итогам инспекции.

Очевидно, что новый закон содержит обширный перечень мер, защищающих права контролируемых лиц и улучшающих их положение. Он отражает принципы реформы системы государственного контроля.

В то же время система законодательства, касающаяся прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля, все еще нуждается в доработке.

Совершенствование законодательства о гарантиях прав контролируемых лиц

Новый закон частично решает проблему гарантий прав контролируемых организаций. Однако, как и ранее, можно обнаружить пробелы в существующих правовых нормах. Например, предприниматели не могут влиять на формирование плана проверок.

Проведение внеплановых проверок основано на расплывчатой формулировке закона, которая предполагает «наличие у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» (подп. 1 п. 1 ст. 57 закона).

Нет критериев, обосновывающих внеплановую проверку. Опротестовать её проведение будет сложно. К тому же у предпринимателей нет права знакомиться с материалами жалоб, которые послужили основанием для проверки. Это не позволяет аргументированно защитить свою позицию.

Возможность вести во время проверки фотосъёмку, аудио- и видеозапись – ещё один пример ситуации, не урегулированной законодательством. Да, в законе нет однозначного запрета, но окончательное решение остаётся за проверяющим инспектором. В таком случае нельзя говорить о полноценной защите прав контролируемых лиц.

Досудебный порядок обжалования решений, вынесенных по результатам проверки, сформулирован чётко. Разработчики нового закона учли прежние недостатки, а права предпринимателей при рассмотрении жалобы в новом законе прописаны слабо.

Возможно, предполагалось, что они регулируются законами о видах государственного контроля. Однако там содержатся общие правила. Чётко сформулированные правовые нормы, включённые в новый закон, сделали бы процедуру досудебного порядка обжалования чёткой и понятной.

Если работа по совершенствованию законодательства в области прав контролируемых лиц будет проделана надлежащим образом, то предприниматели в России смогут опираться на логичную систему законов, не только наделяющую обязанностями, но и продуманно защищающую права подконтрольных лиц.