ПРАВО.ru
Мнения
Дмитрий Фесько, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров) Alliance Legal Consulting Group
4 февраля 2021, 9:41

Гарантии при проведении проверок: проблемы нового законодательства о госконтроле

Гарантии при проведении проверок: проблемы нового законодательства о госконтроле
Статья посвящена новому законодательству о государственном контроле (надзоре) и гарантиях прав контролируемых лиц, а также закреплении права Уполномоченного по правам человека в РФ по обжалованию постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ. На эту тему рассуждает Дмитрий Фесько, партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров) и руководитель практики инвестиционного и налогового права Alliance Legal Consulting Group.

С принятием в 2020 году законов, защищающих права предпринимателей при проведении проверок, начала формироваться новая практика, основанная на контролируемом вмешательстве, проведении разъяснительной работы и предупреждении нарушений. Приоритет реформы: оставить в прошлом схему «выяви нарушение – выпиши штраф».

С принятием № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» формируется новая система координат во взаимоотношениях контрольных (надзорных) органов и контролируемых лиц, в которой существенным образом сокращается давление не только на бизнес, но и на любого гражданина, вовлекаемого в сферу государственного контроля (надзора).

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2021 года, формулирует следующие принципы государственного контроля:

— признание, соблюдение и защита прав предпринимателей теперь одновременно и принцип контроля, и обязанность проверяющих;

— профилактические меры стали приоритетом в работе контролеров. Для этого сформирован перечень мер, предупреждающих нарушения (информирование, консультирование, профилактические сопровождение и т.п.);

— стимулирование добросовестного поведения проверяемых. Например, проведение независимой оценки соблюдения обязательных норм и требований в негосударственной организации, получение аккредитации и освобождения от плановых проверок;

— закрытый перечень контрольных мероприятий и четкие правила проведения. Кроме привычных документальных и выездных проверок появились: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и выездное обследование;

— использование новых технологий при проведении проверок делает возможным дистанционное взаимодействие сторон (при помощи аудио- и видеосвязи);

— электронное взаимодействие становится основной формой общения с проверяющими. Создается Единый портал государственных услуг, через него будет вестись документооборот между чиновниками и предпринимателями. Любая информация или решение будут отправляться только через Единый портал госуслуг, это касается каждой из сторон. Такой порядок не только упрощает обмен информацией, но и делает прозрачным общение между сторонами;

— выездные проверки становятся исключительной мерой контроля работы бизнеса. О проведении такой проверки сообщается заранее, не позднее чем за 24 часа до начала. Есть четкие сроки проведения выездных проверок. По общему правилу, это десять рабочих дней. Проверка малых предпринимателей ограничена 50 часами, микропредприятия – 15 часами;

— плановые проверки заменит мониторинг информации о работе предпринимателей. Такой вид контроля является дистанционным и применяется по соглашению между проверяющими и бизнесом;

— результат работы проверяющих больше не оценивается исходя из количества проведенных проверок и выписанных штрафов за нарушения;

— одновременно с этим можно обжаловать не только результаты проверки, но и результаты контрольного мероприятия, проведенного во время проверки;

— решение, вынесенное по результатам проверки, обжалуется в досудебном порядке. Это дает предпринимателям дополнительный инструмент защиты. Если бы закон содержал четкое описание процедуры рассмотрения жалобы и права предпринимателей, механизм досудебного обжалования работал бы эффективнее.

Эту ситуацию можно исправить, внеся дополнения в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Предприниматели станут равноправной стороной при рассмотрении жалобы, смогут подавать дополнительные документы, получать доступ к материалам рассматриваемого дела (если это не нарушает интересы других участников), получать письменный ответ. Это необходимые условия для четкого понимания процедуры сторонами.

Новый закон не разрешает при опротестовании решения во внесудебном порядке подать жалобу Уполномоченному по правам человека и Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, чья компетенция допускает рассмотрение таких жалоб. Это еще один пример несогласованности действующего законодательства. Очевидно, что по этой причине к уполномоченным поступает немного обращений, касающихся обжалования результатов проведения проверок и административных правонарушений.

Если указать Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в КоАП РФ, количество обращений к ним увеличится. 

Представляется, что глава 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» нуждается в дополнении, которое бы закрепило право Уполномоченного обжаловать в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Аналитическое заключение направлено Уполномоченному по правам человека в РФ для возможного использования в работе.