ПРАВО.ru
Мнения
Андрей Гривцов, адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС»
26 апреля 2021, 9:57

Развитие юридической фирмы: курс на объединение и увеличение количества партнеров

Развитие юридической фирмы: курс на объединение и увеличение количества партнеров
Прежде, чем рассуждать на тему развития юридической фирмы, нужно сделать одну оговорку. В данном тексте читатель встретит понятия «юридический бизнес» и «юридическая фирма», при том, что автор является адвокатом, специализирующимся на уголовном праве. Автор понимает и в чем-то принимает позицию многих адвокатов старшего поколения, утверждающих, что адвокатура – это не бизнес, а помощь доверителю. Автор согласен, что если встанет выбор между деньгами и интересами доверителя, то этот выбор заведомо предопределен, и любое умаление интересов доверителя недопустимо.

Вместе с тем, если за свою постоянную профессиональную деятельность по оказанию помощи доверителям адвокат получает деньги, иногда весьма немалые, то это, конечно же, бизнес (в переводе с английского – дело). Просто бизнес, социально ориентированный и основанный на помощи людям. Кроме того, автор традиционно много общается и взаимодействует с юристами, не имеющими статуса адвоката, работающими в командах, поэтому для него словосочетания «юридический бизнес» и «юридическая фирма» являются слишком привычными, чтобы ограничить их употребление в настоящем тексте. Читатель, стоящий на ортодоксальной позиции «адвокатура не бизнес», может при желании самостоятельно заменить в тексте слова «юридический бизнес» на «деятельность адвокатского образования», а «юридическая фирма» – на «адвокатское образование». По мнению автора, смысл того, что он хочет донести, от этого не изменится.

Что является активом в юридическом бизнесе?

Ответ прост. Это не технологии, а люди, которые работают с вами или на вас. Весь капитал юридической фирмы складывается из ее сотрудников. Не будет сотрудников – не будет фирмы. И наоборот, чем сильнее каждый сотрудник в фирме, тем сильнее, успешнее и устойчивее фирма в целом. Успех этот будет определяться не только финансовым результатом (хотя он, если говорить исключительно о бизнес-показателях фирмы, главный и фактически единственный объективный критерий), но и качеством оказываемой юридической помощи, сложностью проектов и количеством доверителей, которые обращаются в фирму за помощью. Это не означает, что большие по количеству сотрудников фирмы будут заведомо обыгрывать фирмы меньшего размера. В данном случае необходимо говорить и о количественном, и о качественном критериях. 

Важным качественным показателем уровня фирмы является число так называемых рейнмейкеров, или лидеров, то есть людей, способных генерировать работу (а, значит, и доход) для других сотрудников, управлять сложными процессами, привлекать доверителей, верно реагировать на новые вызовы и прогнозировать направления развития. Важно также, чтобы в фирме как можно больше сотрудников со временем становилось рейнмейкерами, а молодое поколение юристов обучалось с помощью старших коллег. В идеале в какой-то момент фирма должна стать вечным двигателем: старшее поколение обучает молодое поколение, делает его сильнее, а потом, когда силы совсем покидают, уходит на пенсию. После этого фирму двигает вперед уже новое поколение, следуя традициям, которые были привиты ветеранами, и приумножая то лучшее, что уже было в фирме. Таким образом, в какой-то момент правильно настроенная на рост фирма перестает зависеть от одного–двух ключевых сотрудников, становится полноценным брендом с гарантией качества оказания юридической помощи, привлекающим «под свои знамена» все новых и новых сильных юристов. 

Как все происходит в жизни?

Казалось бы, рецепт прост: постоянный прирост качественных сотрудников, их обучение, развитие, выдвижение в лидеры фирмы для роста следующего поколения юристов. Однако в жизни все гораздо сложнее, и очень многие российские юридические фирмы останавливаются в развитии, искусственно ограничивают себя в нем или вовсе распадаются. Представляется, что это связано с молодостью российского юридического рынка, отсутствием у большинства лидеров наших фирм соответствующего опыта, их психологической ориентированностью на реализацию личных, а не командных амбиций, неспособностью подчинять на долгосрочной основе свои интересы интересам фирмы.

Сколько потенциально сильных фирм, в которых было несколько лидеров, распалось за последнее время? Много. И нынешние тенденции рынка показывают, что этих распадов становится все больше. Каких-то счастливых слияний в последнее время на российском юридическом рынке не наблюдается. При этом последние разделения юридических фирм, к сожалению, все чаще сопровождаются взаимными обвинениями, упреками и конфликтами. Очевидно, что одной из причин таких распадов является турбулентность экономики на фоне пандемии коронавируса. Однако и в таких тяжелых условиях фирмы, работающие на развитых юридических рынках, проявляют гораздо большую стабильность, а партнеры этих фирм – терпимость друг к другу и желание расти «вдолгую».  

В случае же с российскими юристами уголовно-правовой специализации, помимо обозначенных проблем, ситуация осложнена тем, что все мы изначально ориентировались на развитие индивидуальной практики. А для таких юристов, достигших определенных высот в профессии, имеющих опыт построения личного успеха, объединение в полноценную, а не ситуативную команду психологически дается еще труднее. 

Кроме того, многие российские юридические фирмы традиционно забывают о необходимости развития собственных сотрудников, строятся по монархическому принципу, где существует культ отца-основателя, сознательно ущемляющего своих подчиненных. В таких фирмах люди воспринимаются как уходящий и приходящий товар, который можно легко заменить, а лидер фирмы любит рассуждать о том, что может «продать клиенту даже деревяшку». Продать может (пока может), однако будет ли в дальнейшем доверитель доволен подобной «помощью» и рекомендует ли он кому-либо обратиться в данную фирму еще раз? Уверен, что в долгосрочной перспективе фирмы, ориентированные на постоянное развитие своих сотрудников, всегда будут обыгрывать юристов, работающих индивидуально или строящих свою фирму по принципу абсолютной монархии.

Что же делать?

Весь мировой опыт показывает, что юристам нужно объединяться, и побеждают (в юридических баталиях, борьбе за конкретного клиента, рейтингах, гонке за финансовыми показателями) именно команды юристов. Это объясняется синергией сильных качеств разных людей, которые в совокупности позволяют достигать более высокого результата. 

Если говорить исключительно об экономике юридической фирмы, то и она по сравнению с экономикой индивидуально звездного, но работающего в одиночестве юриста будет всегда в выигрыше. Большее количество сильных партнеров, пополняющих бюджет фирмы, даст большую гарантированную финансовую стабильность для каждого. Кроме того, каждый партнер в правильно настроенной юридической фирме будет стимулировать другого партнера на достижение успеха, обучать его своим сильным профессиональным качествам и одновременно учиться у него тому, чего сам пока не умеет. Очевидно также, что все партнеры фирмы, работая на развитие общего бренда, работают и на каждого партнера, позволяя ему «продавать» свои услуги дороже и увеличивая тем самым количество общих обращений. Кроме того, «продавать» команду сильных юристов можно дороже, и такая команда может работать по более сложным и объемным по трудозатратам проектам.

Таким образом, объединяться и развивать юридические фирмы нужно, и чем быстрее юристы это поймут, тем больше у них шансов выжить в условиях трудного рынка, ограниченного слабостью российской экономики и вынужденного конкурировать с рынком лиц, продающих коррупционные услуги.

Вместе с тем, принимая решение об объединении в команду с другим юристом или о присоединении к уже существующей юридической фирме, потенциальный партнер должен быть готов к этому психологически. Ведь в этом случае ему придется учиться выслушивать мнение других партнеров, мириться с тем, что не всегда предлагаемые им решения принимаются этими партнерами, быть готовым к тому, что он не во всем будет первым в команде, желать учиться (в том числе тому, что ему всегда казалось неважным, а вдруг оказалось важным для его партнеров) и учить других, работать еще больше, чем он работал раньше (партнерство будет стимулировать его к этому и не даст отсидеться за спинами).

Для чего эта статья, на самом деле?

Для чего все это написано, помимо совета юристам объединяться и строить сильные команды? Мы в адвокатском бюро «ЗКС» давно прочувствовали озвученные азбучные истины на практике и стараемся их реализовывать. Мы видим силу своего партнерства, желаем приумножать его дальше, постоянно думая о развитии своих и поиске новых сильных партнеров. Мы знаем, что наш главный актив – люди, которые работают в команде и которые еще только присоединятся к ней. Юридическая фирма всегда должна находиться в поиске сильных партнеров. «ЗКС» об этом знает, думает и ищет партнеров каждый день. Еженедельно мы с разной степенью успеха интервьюируем большое количество юристов и адвокатов в поиске людей, соответствующих нашим ценностям и способных усилить команду.

Напомню, что мы являемся узкоспециализированной юридической фирмой, оказывающей услуги в области уголовного права по делам преимущественно экономической и коррупционной направленности. Стратегия развития фирмы не предусматривает открытие других практик, помимо уголовно-правовой. На данный момент в бюро работает 11 партнеров-адвокатов. Общее количество сотрудников составляет 19 человек. Партнеры бюро в многочисленных публичных выступлениях неоднократно озвучивали ценности, которых придерживаются все сотрудники фирмы. 

Эти ценности мы называем «четыре П»: 

1. Профессионализм. 

2. Порядочность (во взаимоотношениях с доверителями, коллегами, оппонентами). 

3. Преданность (доверителям, профессии, идеалам фирмы). 

4. Постоянное развитие, обучение и рост каждого сотрудника. 

Юристы, которые захотят работать именно в «ЗКС» и присоединиться в качестве партнеров, наверняка разделят эти ценности вместе с нами. 

Терпеливый читатель, который дошел до этих строк, может сказать: ценности – это хорошо, и даже если они совпадут, об экономических критериях партнерства при слиянии говорить также придется. Соглашаясь с ним, озвучу, что наш потенциальный партнер, помимо серьезного опыта работы в уголовно-правовой специализации, соответствия ценностям фирмы, безупречной репутации, должен показать среднегодовую партнерскую выручку (сумма гонораров, полученных от всех привлеченных данным партнером доверителей) в размере 35–40 миллионов рублей или потенциал ее развития как минимум до указанного уровня. Много это или мало? По итогам прошлого года некоторые старшие партнеры бюро превзошли этот показатель более чем в полтора раза. Абсолютно уверен также, что те наши партнеры, кто к настоящему моменту не достиг подобной выручки, через несколько лет с легкостью превзойдут данный показатель с учетом постоянного вложения фирмы и каждого партнера в совершенствование личных и командных результатов.

Можно также спросить, а если я лично или руководя командой юристов обеспечиваю выручку 35–40 миллионов рублей, зачем мне с кем-то объединяться? Чтобы получить возможность работать в большей команде сильных юристов, каждый из которых будет мотивировать на дальнейшее личное и командное развитие, сможет научить чему-то новому и в результате складывающейся синергии вывести фирму и конкретного партнера (а значит, и финансовый показатель выручки) на новый уровень. Кроме того, если вы обеспечиваете собственную выручку в таком объеме, работая индивидуально, то при работе в команде юристов данный показатель наверняка вырастет, поскольку часть самостоятельно решаемых задач вы будете делегировать другим сильным партнерам.

В общем, мы ждем тебя, дорогой потенциальный партнер, знаем, как нам развиваться вместе и как, работая в команде, стать еще сильнее. У команды есть все для роста, но с твоим участием она сделает это еще быстрее.