ПРАВО.ru
Юрист
3 декабря 2018, 9:29

Что лежит в портфеле: вещи современного юриста

Что лежит в портфеле: вещи современного юриста
Сегодня в России отмечают День юриста. О профессии существует множество стереотипов. Одни считают юристов скучными циниками, которые думают лишь о своей выгоде. Другие видят в представителях этой профессии смелых интеллектуалов, которые всеми силами защищают права других людей. Мы не беремся судить об их морально-этических качествах и тем более обобщать их. Вместо этого мы заглянули к ним в сумки, обнаружив там и талисман-наручники, и запонки, и шоколадки.

Юристы отказываются от классических портфелей в пользу более компактных рюкзаков. С ними руки всегда свободны, что особенно удобно в командировках, когда с собой куча вещей. Но юристы говорят, что в последнее время идет общий тренд на минимализм, поэтому на некоторые встречи они могут прийти и вовсе без сумки. До сих пор только не получается определиться, в чем лучше носить материалы дела, если их много. Огромные сумки из IKEA уходят в прошлое, а пакеты с фирменной атрибутикой юрфирмы маловаты.

Фоторепортаж
Максим Степанчук, партнер "Делькредере" старается быть минималистичным. Недавно он отказался от кошелька в пользу карточницы: "Теперь выхожу из дома с четырьмя предметами – телефон, ключи, проездной и карточка от офиса". Рабочую сумку юрист хранит на работе и приносит ее домой, если только на следующее утро предстоит суд или назначена деловая встреча. В портфеле у него лежит еще несколько стандартных предметов: от диктофона до ежедневника.
Михаил Успенский, партнер Taxology подтверждает тенденцию минимализма и тоже предпочитает ходить без сумки, нося с собой спецсерию moleskine размером с паспорт. Он объясняет, что считается хорошим тоном делать записи при разговоре с клиентом: "Когда ты что-то печатаешь в телефон, то это не вызывает такого же доверия". Так что блокнот всегда надо иметь с собой, даже если выходишь попить кофе с потенциальным доверителем, говорит юрист.
Артем Афанасьев, глава юрдепа ГК Дикси уже лет 10 не носит ни сумку, ни аксессуары: «У меня есть только карточки в кармане пиджака и мобильный телефон». У главы ФПА Юрия Пилипенко тоже вся сумка в гаджете: «А что не помещается там, лежит в машине». Для депутата Госдумы, Павла Крашенинников основными «средствами производства» были и остаются пишущая ручка, бумага и голова. Поэтому в сумке с ним всегда шариковая ручка и набор важных документов, с которыми нужно ознакомиться в течение дня.
За него упрекают старшие партнеры. Меня Александр Хренов, управляющий партнер "Хренов и партнеры" и Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров АБ "ЕПАМ" ругали за то, что я такой надменный и хожу без сумки, вспоминает Дмитрий Степанов из ЕПАМ. А Жанна Томашевская, управляющий партнер "Томашевская и партнеры", прилетев без банковской карты в Гонконг, выяснила, что там мало где работает pay pass.
Не забывают юристы и про талисманы. У Андрея Панова, старшего юриста Norton Rose Fulbright их два. Первое - это запонки, которые он купил 9 лет назад в лондонском магазине юридических нарядов Ede&Ravenscroft. Когда они на мне, то получается выиграть дело, поэтому считаю талисман действующим, говорит Панов. Второй его важный аксессуар – перьевая ручка: "Она незаменима, так как от любой другой очень устает рука".
У Алексея Городисского, партнера АБ "Андрей Городисский и партнеры" талисман - тоже ручка. В нашем бюро есть корпоративная традиция – тому, кто успешно сдал адвокатский экзамен – дарить ручку Montblanc, рассказывает юрист: "Свою получил 1 сентября 2003 года, когда меня приняли в бюро адвокатом". С тех пор она во внутреннем кармане пиджака на всех важных переговорах, сделках, судебных заседаниях, признается юрист.
У адвоката по уголовным делам, управляющего партнера АБ ЗКС, Дениса Саушкина нет талисманов, зато всегда с собой адвокатское удостоверение и ордерная книжка, без которых он - обычный гражданин, говорит он. Ручки с бумагой – для переписки с доверителем в ходе допроса, так как не все можно обсуждать вслух, объясняет Саушкин. По его подсчетам, вес сумки составляет 3,5 кг: "Неплохой снаряд для ежедневного фитнеса".
У Максима Кулькова, управляющего партнера "Кульков, Колотилов и партнеры" кроме "стандартного набора" есть два аксессуара, которые помогают фиксировать важные вещи в документах: хайлайтер и цветные закладки. Помимо этого, юрист носит с собой сигареты и таблетку от головной боли. И у него в портфеле всегда есть что-нибудь почитать, проверить или отредактировать по работе.
Партнер Trendlaw Владимир Ефремов свой набор называет "судебной классикой". В нее входят: зарядка ноутбук с обычным телефоном, модем Yota, ключи электронной цифровой подписи, диктофон, два iPhone, паспорт, банковские карточки и дело. Кроме перечисленного у него есть собственный талисман – наручники.
Выбор сумки для юриста зависит и от ее компактности. Станислав Солцнев, управляющий партнер «Солнцев и партнеры» более 10 лет носил портфель, брал его и в рабочие поездки. А этой осенью юрист впервые поехал по делам в Санкт-Петербург с рюкзаком, рассказывает он: «Сколько же всего туда входит: и папка-сегрегатор, и ноутбук с зарядкой к нему, и пауэрбанк и даже немного личных вещей». Всё это весило меньше, чем мой портфель, говорит он.
В этом году перешел на рюкзак и управляющий партнер ЮФ «Юста Аура» Евгений Дедков. Хотя до этого много лет не расставался с casual-сумкой. Захотелось освободить руки, особенно в командировках, объясняет он. Рюкзак выбирал с несколькими отдельными отсеками для документов и иной поклажи, чтобы он был небольшой, говорит юрист: "Хочется спокойно проносить его в самолет как ручную кладь у любых авиаперевозчиков".
А Владислава Варшавского, управляющего партнера "Варшавский и партнеры" ничто не заставит разлюбить портфели. Сколько себя помню, у меня были только они, говорит юрист. Эти сумки тоже бывают разные, можно выбрать ту, что поменьше. Так и поступил Варшавский, купив небольшой портфель. Кроме личных вещей, он вмещается папку с судебным делом, говорит юрист: «Если много материалов, то помимо портфеля берем пакеты с фирменной атрибутикой нашей компании».
Стандартный портфель предпочитает и управляющий партнера АБ "Яблоков и партнеры", Вячеслав Яблоков: «Он сочетается с костюмом, который является обязательной одеждой для адвоката». Но делопроизводство в такой кейс не умещается, отмечает он: «Тогда использую электронное досье». Когда-то 6-8 бумажных папок юристы приносили в коробках для переезда или объёмных пакетах из ИКЕА, но это уже в прошлом.
Женский юридический набор не очень отличается от мужского. Адвокат АК "Гражданские компенсации", Ирина Фаст называет содержимое своей сумки "минимальным набором для счастья в суде". Кроме зарядного устройства и флэшки для айфона там теплый платок, чтобы не замерзнуть в ожидании судебного процесса и "сложная умная книга", чтобы относиться ко всему философски.
Степанчук берет несколько папок: в одной материалы дела с закладками и пометками, в другой доверенности и процессуальные документы, а еще у него при себе листы с шапкой по делу, чтобы экстренно подготовить заявление или отвод. Вообще, скоро гаджеты заменят нам и паспорт, и адвокатское удостоверение, и много чего еще, поэтому в ближайшее время вес наших судебных сумок заметно уменьшится, прогнозирует Ольга Бенедская, советник КА "Муранов, Черняков и партнеры".
Томашевская говорит, что не носила бы сумки, но ей они нравятся как аксессуар. На момент написания статьи у юриста там обнаружились мелкие деньги 5 разных стран, портативная зарядка для телефона, паспортная обложка и флэшка с лекцией для МГУ. Мне для работы достаточно одного смартфона, уверяет она: "Печатные документы я с собой не ношу, так как мы давно перешли на электронный документооборот".
Это актуально для судебных юристов при долгом ожидании процесса. Фаст кладет в сумку пару конфет или горький шоколад, у Ефремова там протеиновые батончики, а у Кулькова тоже плитка шоколада или мюсли. Перекус есть в сумке и у инхаусов. Не могу и не хочу терпеть голод, говорит юрист Центробанка, Мария Попова: "Надо кушать каждые 3 часа, тогда со здоровьем и фигурой все будет в порядке".