ПРАВО.ru
Актуальные темы
2 июля 2010, 20:52

Юрист должен упрощать, а не усложнять

"Юрист должен упрощать, а не усложнять
Ирина Палиашвили, президент украинской юридической фирмы RULG - Ukrainian Legal Group (офисы в Киеве и Вашингтоне), сопредседатель CIS Local Counsel Forum (Форум юридических фирм стран СНГ) Фото Право.Ru

Частная юридическая практика — это профессиональный бизнес. А в любом бизнесе в первую очередь важны порядочность и компетентность. От наличия этих качеств зависит абсолютно все, и не только в карьере юриста. А для карьеры я бы выделила еще необходимость юридической интуиции. Это качество способно превратить в звезду даже человека с не самым блестящим образованием и опытом, и мне приходилось наблюдать такие примеры.

Сегодня мир глобализируется, и границы стираются. Поэтому юристу из стран бывшего Советского союза важно получить дополнительное западное образование. Это дает не только знание языков (без них никуда), но и понимание западного менталитета, которое зачастую требует ломки, преодоления некоторых стереотипов.

 Я училась праву в Америке в первой половине 90-х годов уже будучи дипломированным юристом, кандидатом наук. И мне пришлось переступить через себя и отойти от наукообразной юриспруденции в сторону клиентоориентированной, научиться писать и мыслить просто, ясно и кратко. Хотя именно в Америке я поняла, насколько блестящим и фундаментальным было юридическое образование в Киевском университете.

На первом занятии Legal Writing в США, которое вел студент-практикант, нам дали задание -написать меморандум для клиента. Я подготовила десятистраничный документ с пространным научным обоснованием, введением и выводами. После этого ведущий семинара вычеркнул из моего опуса больше половины, а остальное переделал так, что от первоначальной редакции осталось лишь полторы страницы. Я негодовала: как так, меня, юриста с академическими регалиями, правит какой-то студент! Разобравшись в ситуации, я поняла, насколько ценный урок получила: юрист должен упрощать, а не усложнять.

Не думайте, что в западном образовании хорошо абсолютно все. В большинстве университетов США при обучении праву используется так называемый Socratic Method. Это значит, что преподаватель не дает знаний, а только учит думать. Знания студенты должны получить самостоятельно из списка литературы, который выдается на занятиях. А на большинство вопросов студентов преподаватель отвечает: "я не знаю, а вы что думаете?" Я до сих пор считаю, что такой подход неправильный, потому что студенту сначала нужно дать знания, а потом уж развивать их в дискуссиях.

Россия, конечно, намного дальше, чем Украина, продвинулась в плане законотворчества и понимания роли юриста в бизнесе. Однако вопреки стереотипам, большая часть украинского юридического бизнеса ориентирована отнюдь не на Россию, а на местную и международную клиентуру.

Более того, некоторые российские клиенты украинских юридических фирм сильно себя дискредитировали в их глазах, например, тем, что не всегда аккуратно платят по счетам. Я вообще обращаю внимание на то, что россияне в Украине вспоминают себя семилетней давности и считают возможным работать с украинскими партнерами по не самым высоким стандартам.

Любая страна, конечно, идет по своему пути, однако не следует забывать, что самые лучшие юридические решения, в общем-то, уже найдены. Скажем, у России и Казахстана великолепный Гражданский кодекс, но ведь это адаптированный голландский Гражданский кодекс! О чем это говорит? Местному законодателю хватило мудрости найти лучшее решение и адаптировать его под собственные нужды.

К сожалению, украинскому законодателю мудрости на аналогичный шаг не хватило. Еще один блестящий пример того, как подобный подход работает, — Грузия, которая за последние годы продвинулась на первые места во всех международных рейтингах. Грузии действительно удалось создать самую современную законодательную базу и реформировать полицию и судебную систему таким образом, что сегодня она по-настоящему работает и вызывает доверие граждан и инвесторов. Но в самой технологии реформ нет ничего нового: все подходы известны давно. Необходимы лишь политическая воля и желание действовать системно и решительно.

Меня очень интересует коммерческая медиация и ее перспективы. Думаю, медиаторство — логичное продолжение карьеры юриста. Любой спор можно урегулировать с учетом интересов всех сторон. И юристы обязаны задумываться над этим, потому как на самом деле они всего-навсего сервис-провайдеры, которые должны думать о том, чтобы честный бизнес мог с их помощью работать успешнее и зарабатывать больше, а не судиться годами.

К любым переменам, даже тем, которые предстоят нескоро, нужно быть готовым. В этом отношении мне импонирует юридический рынок Беларуси: приватизация здесь только начинается, международные инвесторы только приходят в страну, а юрфирмы работают на перспективу. Они растут, учатся, ездят на конференции, общаются с зарубежными коллегами. Только такой подход  даст им возможность в недалеком будущем встретить во всеоружии приход крупных инвесторов.

Почему в глобальном мире доминирует англо-американское право? Все просто: оно не ограничивает того, что мы называем "автономией воли сторон". Бизнес может договориться по тем правилам, которые считает удобными и справедливыми. То есть люди выбирают принцип свободы договора, который хоть и декларируется в законодательстве стран континентального права, однако значительно ограничивается этим же самым законодательством.