ПРАВО.ru
Актуальные темы
14 декабря 2011, 22:27

Новые поводы беспокоиться о нарушении принципов адвокатуры

Новые поводы беспокоиться о нарушении принципов адвокатуры

Рустам Батыров, юрист юридической компании "Юков, Хренов и партнеры"

6 декабря Минфин разместил на своем сайте проект федерального закона, предлагающего дополнить ст.15.27 КоАП частью 5 следующего содержания: "Неисполнение адвокатом <…> законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей".

Упоминающееся здесь законодательство – это федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Он обязывает адвокатов совершать действия, которые можно условно разделить на две группы.

Сбор информации о клиентах

Первая из них – это идентификация клиентов, организация внутреннего контроля, фиксирование и хранение информации. Эти требования распространяются на целый ряд случаев, наибольшее распространение из которых имеют сопровождение сделок с недвижимостью и корпоративных сделок, связанных с созданием организаций, обеспечением их деятельности или управления ими, а также с куплей-продажей юридических лиц. При этом использованные в п.1 ст.7.1 ФЗ-115 критерии применения закона настолько размыты, что допускают расширительное толкование, в соответствии с которым под его требования могут подпадать любые сопровождаемые адвокатом операции с имуществом клиента. Эта неопределенность при возложении на адвокатов столь серьезных обязанностей наглядно демонстрирует непоследовательность ФЗ-115.

Кроме того, действующим законодательством никак не определено соотношение обязанности адвокатов, с одной стороны, осуществлять внутренний контроль, а с другой – соблюдать адвокатскую тайну. Механизм контроля уполномоченных органов за действиями адвокатов по идентификации клиентов и внутреннему контролю тоже не установлен. В этой ситуации уже само возложение на адвокатов обязанности по осуществлению такого внутреннего учета и неясность режима раскрытия фиксируемой информации создает угрозу нарушения адвокатской тайны. При этом положения действующего законодательства не представляют ни адвокатам, ни их клиентам никаких гарантий ее соблюдения.

Раскрытие информации о доверителях

Вторая группа требований ФЗ-115 к адвокатам – это обязанность уведомлять власти о наличии у него любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции его клиентов, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации незаконных доходов или финансирования терроризма (п.2 ст.7.1). При этом в соответствии с п.5 ст.7.1 ФЗ-115 сведения, о которых идет речь в п.2 этой статьи, не относятся к данным, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Однако п.1 ст.8 федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" устанавливает, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, то есть круг таких сведений чрезвычайно широк. И системное толкование приведенной нормы позволяет говорить о том, что на адвоката не может быть возложена ответственность за непредставление уполномоченным органам информации о "подозрительных" клиентах и сделках, поскольку такие сведения автоматически подпадают под понятие адвокатской тайны.

Новые поводы беспокоиться о нарушении принципов адвокатуры

Положения закона о противодействии легализации, возлагающие на адвокатов обязанность собирать и представлять в уполномоченные органы информацию о клиентах и сопровождаемых сделках, и раньше вызывали обеспокоенность адвокатского сообщества. Его представители указывали, что эти нормы не соответствуют положениям законодательства о защите адвокатской тайны. Теперь, после того, как в законодательство предлагается ввести ответственность за несоблюдение адвокатами этих положений ФЗ-115, поводов для беспокойства стало еще больше. Сам по себе факт введения ответственности адвокатов за несоблюдение требований закона о противодействии легализации может спровоцировать существенный пересмотр границ адвокатской тайны, в значительной степени размыть ее пределы и привести к нарушению одного из основополагающих принципов адвокатской деятельности.