ПРАВО.ru
Санкции
25 апреля 2018, 9:59

Влияние санкций на российский бизнес: итоги и перспективы

Влияние санкций на российский бизнес: итоги и перспективы
Почему санкции западных стран против России – это надолго? Чем введенные ограничения со стороны США отличаются от "мер воздействия", которые установил Евросоюз против РФ? Кто из американских ведомств активнее других выступает за введение новых санкций против России? И как наша страна должна ответить на такой вызов? Об этом на совместной конференции "Право.ru" и ART DE LEX рассказали представители госорганов и юристы со всего мира.

Модератор первой панели мероприятия, управляющий партнер ART DE LEX Дмитрий Магоня уже в самом начале обозначил несколько главных тезисов дискуссии. Во-первых, создается впечатление, что санкции – это предопределенность, которой не избежать, отметил он. Кроме того, постоянно появляются новые ограничения против России, последние из которых США ввели уже в апреле этого года.

Несмотря на политические причины изначального установления санкционного режима, участники конференции заранее договорились не затрагивать этот аспект. Мы не отвечаем на вопрос кто виноват, а будем разбираться, что делать, заметил Магоня.

Каким будет правильный ответ России

Но сначала Александра Бай, советник Steptoe & Johnson, кратко рассказала о том, кто активнее всего выступает за существующие ограничения против России в США. По ее словам, американский Конгресс играет важную роль во введении санкции: «Этот орган занимает достаточно агрессивную позицию». Сами же «меры воздействия» на нашу страну с позиции юридической техники имеют немало неопределенных формулировок. По сути, они одинаково написаны для Ирана и для России, сказала Бай. Кроме того, ограничения, вводимые против РФ, в последнее время все больше направлены на страну в целом, а не на конкретных лиц, добавила докладчик.

Она подробнее остановилась на Законе о «противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который Дональд Трамп подписал летом 2017 года. Документ придал форму закона ограничительным мерам в отношении России, Ирана и КНДР, принятым предыдущими администрациями США, и ввел дополнительные санкции. Основная особенность этого акта – его экстерриториальный характер, пояснила Бай. Прописанные в этом законе правила распространяются на неамериканских физических и юридических лиц в любой части земного шара. А санкционный режим американский президент не сможет самостоятельно смягчить или отменить – для этого ему потребуется одобрение Конгресса.

И в результате такие политические решения искажают нашу экономическую жизнь, констатировал Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС. Санкции – это всегда плохо, сказал докладчик: «Они склонны к саморазгону и самоэскалации». Введенные западными странами против России ограничения имеют дискриминационный и избирательный характер, продолжил он: «Санкции искажают нормальную экономическую жизнь, когда безапелляционно делят людей и компании на «плохих» и «хороших».

Вместе с тем к ответным шагам на западные «меры воздействия» надо относиться очень аккуратно, считает представитель антимонопольного органа: «Одна из больших опасностей в этом процессе – наказание невиновных». Вряд ли СЕО иностранной компании с широким представительством в России мечтал, чтобы правительство его страны запретило этой зарубежной фирме работать с РФ, заявил Цыганов. 

Реакция российских властей на санкции должна быть сбалансированной и взвешенной. Лучший ответ на введенные ограничения – открытость нашей экономки к инвестициям и инновациям. На Дальнем Востоке мы пропагандируем именно такой подход.

Павел Волков, статс-секретарь, замминистра по развитию Дальнего Востока 

Кроме того, наше государство точно будет помогать отечественным компаниям, попавшим под санкции, признался замначальника ФАС. Но он предупредил, что эту помощь надо оказывать крайне внимательно, анализируя каждую ситуацию отдельно: «Под видом потерь от санкций фирмами могут предъявляться потери от их плохого менеджмента и неэффективных инвестиционных решений».

Привыкшие иностранцы и разница санкций

Развивая тезис Цыганова о том, что иностранный бизнес вряд ли мечтал о существующем санкционном режиме с Россией, Хельге Мазаннек, партнер и руководитель налоговых консультаций по России Rödl & Partner, объяснял, как немецкие предприниматели в последние годы адаптировались к «новым реалиям». Для этого иностранным предприятиям пришлось вводить свои отдельные комплаенс-системы по этой теме, рассказал эксперт. Он особо подчеркнул, как сильные отдельные санкции Евросоюз ввел в отношении Крыма и Севастополя. Во-первых, с этих территорий в Евросоюз нельзя импортировать никакие товары. Во-вторых, иностранцам запрещено инвестировать в какие-либо проекты на полуострове. Существует запрет и на поставку самой разной продукции в Крым из западных стран, разъяснял Мазаннек. Эксперт заметил, что ограничения распространяются даже на туристический сектор. Чтобы все эти «меры воздействия» соблюдались, европейское законодательство предусматривает серьезное наказание за нарушение «санкционного режима». В Германии за это можно даже получить до 10 лет тюрьмы, рассказал юрист.

В любом случае, санкции США и ЕС – это две разные парадигмы, объяснил Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам, так как американские «меры воздействия» очень сложно отменить, а Евросоюзу сделать это гораздо проще, заверил эксперт. Основная же опасность от вводимых ограничений в том, что они могут устанавливаться «внезапно и нелогично»: «Как это произошло в начале апреля этого года». Подобная ситуация создает большую неопределенность для бизнеса, констатировал Тимофеев: «Непонятно, где ждать следующего укола – в каком секторе». Павел Шинский, глава франко-российской торгово-промышленной палаты напоследок сравнил такое положение дел с внезапной отменой правил в шахматах: «Представьте, что судья вдруг разрешает «черным» ходить первыми, потом запрещает русскому игроку делать рокировку, а американцу, наоборот, – позволяет».