ПРАВО.ru
Must-read
10 июля 2018, 7:44

Чаты, боты, сервисы: рынок LegalTech в России

Чаты, боты, сервисы: рынок LegalTech в России
Инструменты LegalTech позволяют получать правовую помощь быстрее и качественнее. Именно поэтому сегодня их используют 18% юрфирм. Компания Deloitte прогнозирует, что в ближайшие пять лет юридические роботы будут применяться уже в 52% компаний. Аналитический центр НАФИ представил исследование LegalTech 3.0 о том, как развивались юртехнологии с 1960-х годов, что они представляют из себя сейчас и какими будут в будущем.

Развитие LegalTech

Чат-боты считаются символами LegalTech. Однако в действительности автоматизированные юридические сервисы начали развиваться задолго до их появления, в конце 1960-х годов в Германии. Это были системы, созданные юристами для юристов. Их главная задача – обеспечить доступ к большим объёмам юридической информации, упростить работу с этой информацией и удовлетворять потребности специалистов юридической сферы. 

С 2000 годов началось создание IT-систем юристами для людей и компаний. Они не решали вопросов физических лиц и не задействовали никаких принципиально новых механик взаимодействия человека с юриспруденцией. По сути, это были своего рода библиотеки знаний, многие из которых успешно используются и сейчас (например, Консультант Плюс, Гарант, LexisNexis, Lawinfochina).

С 2010 года стали создаваться специализированные юридические сервисы для массовых пользователей, которые придумали юристы для людей и компаний, далеких от юриспруденции. Часть из них автоматизированы и способны предоставлять те или иные юридические услуги без фактического участия человека. Другие облегчают взаимодействие с юристами за счет интернета или телефона. Например, с помощью американского сервиса Legalzoom можно с нуля открыть компанию или зарегистрировать товарный знак. Австралийский проект Legal Vision консультирует малый и средний бизнес по подписке через интернет. Российские Правовед, АМУЛЕКС, Европейская юридическая служба (ЕЮС) и Правокард оказывают дистанционную помощь физлицам по юридическим вопросам.

Сервисы последнего поколения становятся более мобильными: они доступны каждому, у кого есть смартфон, в любое время и в любом месте. Например, юридический бот DoNotPay оспаривает штрафы, да так успешно, что за первые полгода работы помог своим пользователям выиграть $3 млн. Бот-юрист от компании Doogue O’Brian George по ответам клиентов составляет для них речь в суде, сервис JustFix бесплатно борется с незаконным выселением из квартир, а VisaBot незаменим для получения визы. Российский RuMoneyBack позволяет не только получить консультацию в любой области права, но и воспользоваться калькулятором налогового вычета, зарегистрировать электронную цифровую подпись, получить сведения о контрагентах, проверить задолженности и штрафы, подать документы в суды общей юрисдикции. В настоящий момент продолжается автоматизация работы юристов и типовых юридических услуг, запускаются новые юридические онлайн-сервисы, появляются разнообразные площадки. В общем, развитие LegalTech идет стремительно. 

Предпринимаются попытки автоматизировать любые процессы, относящиеся к юридической отрасли. С помощью автоматизации ускоряется работа юркомпаний и повышается их эффективность. Невозможно масштабировать компанию только при помощи человеческих ресурсов. Необходимо сделать доступ к услугам без визита к юристу. LegalTech дает возможность любому человеку получить квалифицированную юридическую помощь.

Егор Коваленко, управляющий партнер национальной юридической службы "АМУЛЕКС"

Тренды LegalTech

Дистанционное обслуживание

Сегодня в юридическом мире наблюдается цифровая трансформация: все процессы начинают сочетать в себе и цифровые технологии, и юридические практики. Даже консервативных судей уже не удивляет видео-конференц-связь, а консультации по Skype и вовсе стали обыденностью (см. "Видео-конференц-связь в судах: как она работает и какие проблемы с ней возникают"). Крупнейшие юркомпании массово переходят на дистанционное обслуживание – тем более, этого хотят их клиенты. Результаты опроса клиентской базы компании "Амулекс" в апреле-мае 2018 года показали: чем чаще человек звонит или пишет, тем с большей вероятностью ему интересны новые возможности взаимодействия с юристами. Получается, те, кто редко сталкивается с юристами, предпочитают традиционное общение: личные встречи и телефонные звонки. Постоянные клиенты юрфирм выбирают новшества, которые потенциально ускорят и упростят работу с консультантом: чаты, мессенджеры, специальные приложения. Вероятно, в скором времени получение мгновенной юридической помощи станет обязательным и привычным как для физических, так и для юридических лиц.

По данным исследования LegalTech 3.0, проведенного аналитическим центром НАФИ.

Технологические решения

Уже сегодня юрфирмы активно используют блокчейн – например, в системе электронного нотариата, во время заключения смарт-контрактов и при защите данных с помощью криптотехнологий. Юридическим программированием (наподобие Scratch) сейчас тоже никого не удивишь. А при выборе оптимальных решений самообучающимися системами и при работе с виртуальными ассистентами вовсю применяется искусственный интеллект. 

В первом полугодии 2018 года информация о количестве новых сервисов и заключенных сделках в области LegalTech вдвое превысила количество аналогичных новостей за весь 2017 год. Это говорит о безусловном повышении интереса к указанной теме как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Российские разработчики (например, JeffIt и АМУЛЕКС) во всеуслышание заявляют о своей готовности предоставить на европейский и американский рынки конкурентоспособные продукты. Кроме того, скоро будут представлены технологии, позволяющие пользователям создавать своих юридических роботов.

Инвестирование

В 12 раз
вырос процент инновационных компаний в правовой отрасли в течение последних 3 лет с точки зрения финансового оборота

LegalTech становится одной из самых выгодных и привлекательных сфер для венчурного инвестирования в мире. Самые крупные и дорогие проекты концентрируются в руках технологических компаний, обладающих доступом к большим массивам данных и клиентским потокам. Например, объём инвестиций LegalZoom – крупнейшего игрока на американском рынке – уже превысил $311 млн. 

В России ситуация иная. "Наши клиенты привыкли общаться непосредственно с юристами для решения своих вопросов, поэтому не до конца верят в продукты LegalTech. Вполне возможно, что недоверие потребителей вызывает негатив у инвесторов. Современный рынок госуслуг только начал активно развиваться в направлении автоматизации, и поэтому, к сожалению, пока нет возможности в полной мере использовать базы данных в работе LegalTech-проектов. Законодательство для них тоже еще не сформировано. Если в процессе законотворчества будет учтено мнение экспертов и потребности рынка, а госструктуры дадут возможность работать со своими базами данных, станет больше качественных и удобных продуктов. Тогда и инвестиции в LegalTech вырастут", – считает управляющий партнер национальной юридической службы "АМУЛЕКС" Егор Коваленко.

Отказ от привычных профессий

Сегодня уже нет трубочистов и телефонисток, а завтра, возможно, не станет и юристов в привычном понимании этого слова. Эксперты уже назвали профессии, которые придут им на смену:

  • юридический архитектор и юрист-инженер: эксперты, в обязанности которых будет входить формирование цифровой архитектуры и технологических решений правовых задач;
  • цифровой проводник: человек, который будет сопровождать компании при их переходе к LegalTech; 
  • адвокат робота: этот специалист будет решать наиболее сложные проблемы взаимодействия технологий с людьми;
  • Risk LegalTech: эксперт, отвечающий за риск-менеджмент и срочное решение задач, которые могут помешать отправлению правосудия.

Для подготовки таких специалистов понадобится система переквалификации: курсы по быстрому обучению и изменению мышления. При этом Legal SoftSkills будут не менее важны, чем правовая экспертиза. "Развитие Legal SoftSkills – это необходимость. Мир меняется, и клиенты тоже меняются. Для современных молодых людей очень важны коммуникации. Они понимают, что умение управлять ими и своим временем делают человека намного продуктивнее. Когда-то эта тенденция изменила IT, и теперь на очереди юридическая отрасль. Юристы должны научиться работать с миллениалами", – заявил Коваленко.

По данным исследования LegalTech 3.0, проведенного аналитическим центром НАФИ.

Проблемы LegalTech

Российский LegalTech сегодня – это новый, активный местный рынок, сопоставимый по разнообразию направлений с мировыми лидерами, например с США и Китаем. При этом по объемам он сильно уступает этим странам. Например, в США рынок юридических консультаций достиг $40 млрд, а в России – $1,5 млрд. Специалисты аналитического центра НАФИ пришли к выводу, что в настоящий момент развитию российского рынка LegalTech мешают следующие проблемы: 

  • низкая динамика инвестиций;
  • односторонний пиар индустрии: в качестве LegalTech-решений гораздо чаще рассматриваются хайповые приложения и сервисы с заявкой на инновационность, но недостаточным функционалом, в то время как в действительности этот рынок гораздо шире;
  • сложность российской правовой базы, отсутствие прецедентного законодательства, непредсказуемость в принятии решений судами;
  • недостаточная включенность государства в развитие сервисов LegalTech в отличие от США и Китая, где правительство активно интегрируется с компаниями и сервисами.