Практика
5 октября 2018, 14:54

Как будут внедрять антимонопольный комплаенс в России

Как будут внедрять антимонопольный комплаенс в России
Об этом на деловом завтраке «Право.ru» рассказали представители Федеральной антимонопольной службы и руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Инфралекс». Сейчас ФАС уже разработала законопроект, который точно определяет понятие антимонопольного комплаенса. Если документ примут, то за этим последуют законодательные изменения, например, в закон о защите конкуренции. Но и без этого многие организации, работающие на российском рынке, уже внедрили комплаенс-механизмы.

Оксана Кузнецова, замначальника правового управления ФАС рассказала, что антимонопольный комплаенс уже давно применяется в странах Западной Европы: Германии и Франции. Законодательно прописана такая система и в Казахстане. По ее словам, внедрение аналогичного института в России еще больше поможет ФАС вместо контролирующего органа стать предупредительным: «Все антимонопольные пакеты, принятые в последние годы, направлены именно на это». В подтверждение этого устремления она отметила, что за последние пять лет количество антимонопольных дел уменьшилось в три раза, а число предупреждений даже превысило их.

Оксана Кузнецова сообщила, что ФАС уже разработала законопроект, который точно определяет понятие антимонопольного комплаенса. С учетом появления нового термина законодательные изменения внесут в закон о защите конкуренции и КоАП. Но и без этого многие организации, работающие на российском рынке, уже внедрили комплаенс-механизмы, рассказала она. Оксана Кузнецова подчеркнула, что новеллы содержат только право, а не обязанность создавать в компаниях такие системы. Если фирма ее запустит, то на сайте предприятия будет необходимо выложить информацию об этом. Докладчик обратила внимание на то, что в случае выявленного нарушения компании будет необходимо доказать – комплаенс эффективно действует, а не просто существует на бумаге. Новый институт позволит смягчить административную ответственность по ст. 14-31–14.33 КоАП («Недобросовестная конкуренция»), если фирма внедрила комплаенс до выявления признаков нарушений.


Что такое антимонопольный комплаенс

Совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа тех, кто входит с ним в одну группу. При этом подобные документы распространяются на этот хозяйствующий субъект и направлены на то, чтобы он соблюдал требования антимонопольного законодательства и предупреждал нарушения таких норм.

Источник: законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП».

Спор о вине и ответственности

Замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Дмитрий Артюшенко добавил, что при создании такой системы компания должна рассчитать, кого из сотрудников затронет этот институт: «Уже после ее внедрения необходимо проводить систематические проверки, которые покажут, как все работает». Он полагает правильным выводить должность комплаенс-офицера за штат и подчинять такого сотрудника непосредственно руководству предприятия. Кроме того, работников нужно привлекать к дисциплинарной ответственности за совершенные антимонопольные нарушения, говорит Артюшенко: «Это будет доказательством, что компания реально внедряет комплаенс». В то же время некорректно наказывать только сотрудников, отметил докладчик: «Если они уличены в рамках заключения антиконкурентного соглашения, то все равно вся компания будет виновата».

Участник завтрака, начальник департамента правовой защиты ПАО «Лукойл» Лев Чернов, поспорил с таким подходом: «А что делать, если компания все меры антимонопольного комплаенса исполнила, но какой-нибудь работник написал письмо, которое все испортило? Как ты людей не обучай, но они все равно порой совершают ошибки».

На это замечание Оксана Кузнецова заметила: «Если в организации действия всего одного лица приводят к нарушениям всей компании, то комплаенс по факту не работает и нужно принять дополнительные профилактические меры. Можно установить двойной контроль, чтобы не один менеджер принимал решения». Она подчеркнула, что обсуждаемый институт должен помогать настраивать эффективную работу компании по предупреждению и своевременному выявлению нарушений, а не просто позволять избежать штрафов от ведомства.

Надо помнить не только про запреты, установленные законом о конкуренции, но и про аналогичные наднациональные положения, прописанные в договоре о Евразийском экономическом союзе. Иначе комплаенс не будет актуальным и полноценно не защитит организацию от непреднамеренных ошибок. А обеспечивать работу такой системы должны все: и руководство, и сотрудники компании. Кроме того, нужен орган внутреннего контроля, а часто и внешний антимонопольный аудитор. 

Елена Кузнецова, руководитель практики антимонопольного права ЮФ Инфралекс Инфралекс Федеральный рэнкинг I группа ГЧП/Инфраструктурные проекты II группа Арбитражное судопроизводство II группа Антимонопольное право II группа Комплаенс II группа Коммерческая недвижимость/Строительство II группа Банкротство III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения III группа Налоговое право и налоговые споры III группа Уголовное право и процесс 10 место По размеру выручки 13 место По размеру выручки на юриста 12 место По количеству юристов Профайл компании Федеральный рейтинг I группа ГЧП/Инфраструктурные проекты II группа Арбитражное судопроизводство II группа Антимонопольное право II группа Комплаенс II группа Коммерческая недвижимость/Строительство II группа Банкротство III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения III группа Налоговое право и налоговые споры III группа Уголовное право и процесс 10 место По размеру выручки 13 место По размеру выручки на юриста 12 место По количеству юристов Профайл компании

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП» на текущий момент ждет согласования правительством.