ПРАВО.ru
Карточки
20 ноября 2018, 13:52

«Процессуальная революция»: закон принят

«Процессуальная революция»: закон принят
В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил «процессуальную революцию» – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Прошло больше года, и теперь законопроект прошел финальное чтение в Госдуме – в сильно измененном виде. Из законопроекта исключили положение об отказе от мотивировочных частей решений по ряду дел, а норму о профессиональном представительстве в судах значительно переработали.

К третьему чтению Павел Крашенинников, представивший законопроект в Госдуме, предложил принять еще одну поправку в законопроект. Депутаты изменили дату вступления всех положений «процессуальной революции» в силу – это произойдет не 1 октября 2019 года, как планировалось изначально, а в день начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Дату начала их работы установит Пленум Верховного суда. Согласно закону, это произойдет «не позднее 1 октября 2019 года».

«Процессуальная революция»: что изменилось ко второму чтению

«Закон является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства и унификации процессуальных кодексов», – подытожил Крашенинников три чтения в Госдуме. С ним согласились и коллеги, которые проголосовали за принятие закона единогласно.

Получив одобрение Госдумы, законопроект поступит на рассмотрение в Совет Федерации. Дата его рассмотрения в верхней палате парламента пока не назначена.

«Процессуальная революция»: главные положения

1
Тексты судебных решений и порядок извещения сторон остаются прежними

Первоначально законопроект предполагал составление только резолютивной части решения по обширной категории дел, но в итоге от этого изменения решили отказаться. Таким образом, структура судебных решений останется без изменений.

Также останется прежним и порядок извещения лиц в гражданском процессе: из законопроекта также исключили норму об обязанности участников гражданского процесса самостоятельно получать информацию о движении дела через интернет.

2
Требование о юридическом образовании для представителей

Представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.

При этом требование профпредставительства не распространяется на представителей в силу закона. Например, на представителей профсоюзов по трудовым спорам, арбитражных управляющих, патентных поверенных.

3
В законе не нашлось места для поверенных

Первоначальная редакция законопроекта вводила институт «поверенного». Такой «поверенный» мог бы давать объяснения судам в присутствии представителя, а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов, но в итоге эту инициативу из законопроекта исключили.

4
Изменения подведомственности и подсудности

Законопроект исключает термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Вместе с этим предлагается установить правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что спор не подлежит рассмотрению судом, то суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.

При этом из законопроекта были исключены положения о запрете изменения договорной подсудности. Стороны и в дальнейшем смогут изменять договорную подсудность по своему усмотрению.

5
Новые и старые суммы упрощенного производства

Для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней – 100 000 руб. А для арбитражного процесса законотворцы установили сразу два новых порога – 400 000 руб. для индивидуальных предпринимателей и 800 000 руб. для юридических лиц. По публично-правовым категориям дел сохраняется порог в 100 000 руб. 

Кроме того, унифицировано приказное производство по АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 000 руб.

6
Новые правила выдачи исполнительного листа

В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя. Исключение составят случаи, когда исполлист выдается на взыскание денег в доход бюджета. Сейчас такое правило установлено только в КАС для административных дел.

7
Идентификация должников по-новому

В исполнительных документах начнут указывать дополнительные данные об ответчике-организации: наименование, место нахождения и адрес, а также, если они известны, ИНН и ОГРН. В отношении ответчика-гражданина должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и место жительства, дата и место рождения, место работы и один из идентификаторов, если он известен: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

8
Изменения в КАС

Кодекс административного судопроизводства (КАС) претерпит ряд изменений. Так, дополняется перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства по этому кодексу:

  • дела о признании запрещенной информации, размещенной в интернете;
  • дела о признании информационных материалов экстремистскими.

Решения по этим категориям административных дел будут подлежать немедленному исполнению.

9
Новые возможности для апелляций

Закон расширяет возможности судов апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в первую инстанцию. Так, апелляция сможет вернуть дело, поступившее с апелляционной жалобой или представлением, если нижестоящая инстанция не рассмотрела заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, замечание на протокол судебного заседания или заявление о вынесении дополнительного решения. Еще одно основание для возвращение дела «ниже» – неизготовленная мотивировочная часть решения.

10
Сплошная кассация

Новые кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать все кассационные жалобы. Сейчас этот вопрос ставится на усмотрение судьи кассационного суда, который может не передать жалобу на рассмотрение. Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».

Законопроект № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».