ПРАВО.ru
Законодательство
2 апреля 2019, 18:58

Судейская присяга, тайная запись, чиновники вместо нотариусов: что обсудили в Думе

Судейская присяга, тайная запись, чиновники вместо нотариусов: что обсудили в Думе
2 апреля в комитете по законодательству и госстроительству выступили представители Верховного суда, ФСБ и Минюста. Первый рассказал про законопроект о сроке судейской присяги. Второй представил документ о том, какие устройства правильно считать спецсредствами для тайного получения информации. А замминистра юстиции презентовал законопроект, который обеспечит нотариальными услугами жителей малонаселенных мест.

Секретарь Пленума Верховного суда Виктор Момотов представил законопроект, который устанавливает срок для присяги судьи в пределах одного месяца с момента назначения на должность. Судья получает полномочия с момента принесения присяги, тогда же он вступает в члены судейского сообщества. Но когда это должно случиться – закон «О статусе судей» не уточняет. Поэтому Верховный суд решил ликвидировать пробел и разработал законопроект. «Месяц – это оптимальный вариант, – пояснил Момотов. – Издается указ, потом приказ». Члены комитета поддержали эту инициативу и решили рекомендовать законопроект к первому чтению.

Законопроект № 612291-7 «О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Что такое специальное техсредство для тайной записи  

Замдиректора ФСБ Александр Купряжкин представил законопроекты, которые дополняют УК и КоАП определением специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации. Незаконное хранение и купля-продажа этих средств запрещены под страхом административного и уголовного наказания, но само понятие в законе не раскрывается, пояснил Купряжкин. 

Как говорится в законопроекте, «специальные техсредства для негласного получения информации – это приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)». По словам Купряжкина, законопроект позволяет отграничить от СТС устройства, которые рассчитаны на бытовое использование массовым потребителем. Если, конечно, он не переоборудовал их специальным образом.

«Поддерживаю законопроект, но надо уточнить термины «специальный инструмент» и «программное обеспечение», – высказался член комитета Отари Аршба.

Иное мнение оказалось у депутата от ЛДПР Игоря Лебедева. «Определение очень широкое, – критиковал он. – Получается, что все, кто пользуется iPhone, будут под подозрением».

«Получается, что все, кто пользуется iPhone, будут под подозрением».

«Любое спецсредство ограничено в обороте, – возразил начальник правового управления ФСБ Василий Шелег. – Диктофоны, видеокамеры и прочее, что вы покупаете, не относится к спецсредствам».

«Один из охранников Госдумы купил ручку со спецустройством и год просидел в СИЗО только поэтому, – вступил в дискуссию Сергей Иванов, ЛДПР. – Вроде потом Верховный суд решил, что нет умысла – нет преступления. Как законопроект определяет умысел? Я в ручку вмонтировал диктофон, записал наш разговор, не предупредив собеседника. В чем общественная опасность?»

На это Иванову ответили, что наличие или отсутствие умысла определят органы следствия. А прослушивание разговора может быть составом ст. 137 УК о вторжении в частную жизнь граждан. В итоге законопроекты поддержали.

Законопроект № 641656-7 «О внесении изменения в статью 138-1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения понятия «специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации»).

Законопроект№ 641166-7 «О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения понятия «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»).

Кто заменит нотариусов там, где их нет

В малонаселенных и отдаленных местностях без нотариусов некоторые их задачи выполняют чиновники органов местного самоуправления. Но в 2017 году некоторые поселения вошли в состав территориальных округов. «Оказалось, что с утратой статуса поселения потерялось и «нотариальное» полномочие должностных лиц», – пояснил замминистра юстиции Денис Новак. Минюст предлагает это исправить. Но общее правило продолжает действовать: если нотариус есть, то нет необходимости передавать его полномочия должностным лицам. 

«Единственное условие [такого возложения полномочий] – отсутствие нотариуса, – отметил член комитета Игорь Лебедев из ЛДПР. – Но глава местной администрации может быть кем угодно, ему необязательно иметь юридическое образование».

Новак ответил, что действия поручаются только простые. Кроме того, чиновники пользуются «методической поддержкой Минюста и нотариальных палат», заверил замминистра.

Но глава комитета Павел Крашенинников высказался в поддержку Лебедева: «Муниципалы сейчас занимаются наследственными делами, а это отнюдь не просто. Их надо оттуда выводить, там имущество. Они сейчас даже совместные завещания вовсю заверяют, хотя норма об этом еще не вступила в силу.

С этим была солидарна член комитета Марина Беспалова: «Пока поддержим, потом доработаем. Возможно, отдельно к этой теме вернемся».

Кроме того, комитет поддержал законопроект, который наделяет представителей Минюста правом составлять протокол об административном правонарушении, когда местные чиновники игнорируют законные требования территориального органа Минюста при проверке (ст. 33.1 Основ законодательства о нотариате). 

Законопроект № 634954-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа).

Законопроект № 634947-7 «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения полномочий должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере нотариата, по составлению протоколов об административных правонарушениях).