ПРАВО.ru
«Корпоративная совесть»: зачем вашей компании комплаенс
Практика
22 апреля 2019, 8:36

«Корпоративная совесть»: зачем вашей компании комплаенс

Что такое комплаенс – лишняя бюрократия, бесконечные согласования и головная боль для сотрудников или эффективное средство сокращения издержек и поддержания репутации компании? Участники конференции «Право.ru» рассказали, как работает комплаенс в их компаниях, и дали советы по его успешному внедрению.

Все начиналось в Америке, когда в 70–80-х годах была лавина корпоративных нарушений, рассказал Марат Мурадов, партнер и руководитель российской практики в области конкурентного права и комплаенс Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) Профайл компании

Стали вводить очень существенные штрафы, и компании всерьез озаботились, как с этим быть. «Корпорации начали по собственной инициативе объединяться и разрабатывать то, что мы называем комплаенсом – некую систему, которая позволяет предотвращать нарушения и гармонизировать деятельность компании с законодательством», – рассказал юрист.

По словам Сергея Таута, эксперта юридической компании Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право , комплаенс пришел в Россию в 90-х и сначала получил распространение в банковской сфере. Александр Почуев, адвокат и основатель ГК Консалтум, высказал другую теорию: «Комплаенс начался в России еще с момента возникновения крепостного права, когда Борис Годунов установил Юрьев день и дал крепостным крестьянам право доносить на своих хозяев.

Тем не менее понятие «комплаенс» прижилось в России в неизменном виде. Мурадов рассказал, что он со знакомым пытался придумать замену этому англицизму и довольно скоро пришел к выводу, что «комплаенс – это корпоративная совесть». 

Для крупных игроков рынка понятие «комплаенс» давно вошло в обиход, а в последнее время практику комплаенса внедряет и средний, и малый бизнес. 

Антимонопольный комплаенс: зачем он нужен?

Антимонопольный комплаенс – одна из самых распространенных форм комплаенса в России. «Каждая компания задает себе вопрос, каким образом безболезненно и максимально эффективно внедрить антимонопольный комплаенс в систему корпоративного управления?» – начала Ирина Акимова, руководитель антимонопольной практики BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 3место По выручке 3место По количеству юристов 9место По выручке на юриста Профайл компании .

От многих компаний я слышу: комплаенс внедряется для того, чтобы снизить возможные материальные потери и издержки, чтобы избегать штрафов. Я считаю, что такой подход неверный, потому что антимонопольный комплаенс – это в первую очередь культура.

Ирина Акимова, руководитель антимонопольной практики BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 3место По выручке 3место По количеству юристов 9место По выручке на юриста Профайл компании

«Если не будет понимания культуры комплаенса, то комплаенс не будет работать», – заявила Светлана Снежко, ведущий менеджер компании «ВымпелКом» по деловой этике и комплаенсу.

Целью комплаенса Акимова считает не снижение штрафов – в первую очередь комплаенс дает снижение рисков проведения проверок, снижение нарушений. Схожее мнение высказала Оксана Кузнецова, замначальника правового управления ФАС: «Цель комплаенса – это не только сама по себе профилактика, но и сокращение количества правонарушений, развитие правовой культуры».

Корпорацию «Технониколь» в комплаенсе привлекла возможность снижения штрафов, а также потенциальное полное освобождение от ответственности за сам факт внедрения антимонопольного комплаенса. В конечном же итоге корпорации удалось добиться искомого. Количество штрафов действительно снизилось, кроме того, по словам руководителя направления по работе с государственными органами Оксаны Токаревой, комплаенс помог «сохранить репутацию компании».

«Мы дорожим своей репутацией, не хотим совершать правонарушения и понимаем, что это очень важно», – рассказала Маргарита Смолина, руководитель центра юридической экспертизы компании Coca-Cola.

Эффекты комплаенса: 

  • практичное смягчающее обстоятельство в случае выявления правонарушения. Например, при антимонопольном контроле;
  • внутрикорпоративное регулирование и контроль рисков;
  • повышение капитализации за счет хеджирования рисков – до 1–2 % от стоимости;
  • повышение уровня корпоративной культуры;
  • понижение внимания со стороны регулятора ввиду наличия обратной связи и внутренних процедур бизнеса.

Александр Почуев, адвокат и основатель ГК Консалтум

Юристы или неюристы?

По мнению Акимовой, антимонопольному комплаенсу не место в юридическом департаменте компании. «В случае если антимонопольный комплаенс осуществляется в юрдепартаменте, то, с моей точки зрения, у других сотрудников может не возникнуть понимания, что эти требования – позиция высшего руководства», – пояснила она. Кроме того, в этом случае появляется риск возникновения «конфликта интересов» – юристам придется одновременно защищать интересы компании и обеспечивать прозрачность комплаенса. Также существует вероятность, что эта работа будет проводиться по остаточному принципу.

Вероника Журавлева, комплаенс-менеджер компании «Сибур», рассказала: для обеспечения системы комплаенса в компании выделен всего один юрист. В его компетенции находится мониторинг законодательства, регулярное информирование менеджеров о новых требованиях, анализ сделки с точки зрения наличия потенциального коррупционного элемента.

А в комплаенс-системе Coca-Cola юристы имеют большое значение: именно в их ведении находится эта функция, они решают все возникающие по поводу комплаенса вопросы, рассказала Смолина. Евгений Глазов, директор по этике и комплаенсу пивоваренной компании AB InBev Efes, поделился: изначально комплаенсом в организации занимались исключительно юристы, но сейчас это полностью независимая функция.

Как внедрять?

Антимонопольный комплаенс должен встраиваться в уже существующую систему контроля за рисками, уверена Акимова.

Антимонопольный комплаенс: инструкция к применению

Токарева рассказала, как происходила имплементация комплаенса в «Технониколь». Первым делом в компании стали аудировать бизнес-процессы, изучили, как работает подразделение продаж, изучили процессы маркетинга и рекламы, изучили, как происходят закупки, провели беседы с сотрудниками. В компании убедились, что у юристов появилась полная информация о зонах риска, а бизнес-отделы получили представление об антимонопольных запретах и последних изменениях законов в этой отрасли. «В результате образовался синергетический эффект, когда бизнес стал в курсе права, а юристы – в курсе бизнес-процессов. В итоге в компании повысилась защищенность от привлечения к антимонопольной ответственности», – заверила эксперт.

Нужно уделять большое внимание тренингам сотрудников: без этого комплаенс работать не будет. «Тренинги – важная вещь, – уверен Мурадов. – Нужно знакомить людей с антимонопольным законодательством, это не интуитивное знание. Имеет смысл проводить экзамены, при которых проверяется настрой работника на то, чтобы впитывать знания».

«Необходимо понятно рассказывать сотрудникам об изменениях и требованиях, обучать широкому кругу вопросов максимальное количество департаментов», – советует Акимова. Вопросу «доступности» комплаенса уделяют внимание и в МТС: там решили, что внутренние комплаенс-документы должны быть максимально простыми, понятными каждому и с картинками, поделилась Алина Заболоцкая, руководитель по развитию комплаенс-системы в компании.

Но одними тренингами, осведомленностью об изменениях законов и просмотром роликов не обойтись. Если перед руководителем ставятся определенные цели, которые можно достигнуть только определенными способами, вы хоть сто раз его тренируйте – результат будет плачевным.

И это вопрос возможного пересмотра парадигмы ведения бизнеса. Я бы начинал с этого.

Марат Мурадов, руководитель российской практики в области конкурентного права и комплаенса и партнер Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) Профайл компании

При этом нельзя просто внедрить комплаенс и успокоиться. «Сама по себе система комплаенса представляет собой непрерывный процесс. Нельзя нарисовать отчет и забыть об этом, предложения должны ложиться в основу новых «карт риска», процесс должен быть непрерывным, а система должна постоянно совершенствоваться», – отметила Оксана Кузнецова из ФАС.

С чего начать?

Елена Челембеева, руководитель юридического департамента Volvo Group Russia, советует поставить перед собой ряд вопросов перед тем, как внедрять в компании комплаенс:

  • Каково обязательное административное регулирование в индустрии?
  • Каковы зоны риска (промышленная безопасность, коммерческий подкуп, картель и др.)?
  • Какая часть бизнеса попадает одновременно в зону обязательного регулирования и зоны высокого риска?

«Ответы на эти вопросы покажут, какой фокус нужно делать в комплаенс-программе и какой степени строгости должна быть комплаенс-программа. Для кого-то комплаенс в основном будет антимонопольный, а для кого-то – антикоррупционный в зависимости от отрасли», – заверила она.

Коррупция и санкции

«Большие компании вынуждены выстраивать не только антимонопольный комплаенс, но и комплаенс по ряду других направлений», – рассказал Валерий Сиднев, директор по правовым вопросам «ЕвроХима». В его компании – дюжина различных направлений комплаенса.

Одна из его форм – санкционный комплаенс. Начиная с 2014 года в отношении России ввели ряд санкционных программ, напомнил спикер. В связи с этим, чтобы не попасть «под удар», в компании установили правило: работать с лицами из американского санкционного списка запрещено. «Мы проверяем каждого контрагента. Требуем, чтобы раскрыли бенефициаров. На это уходят время и ресурсы, но мы требуем это делать: последствия могут быть катастрофическими», – рассказал Сиднев.

В компании стали включать в соглашения «санкционную оговорку» – просят заверить о том, что контрагент не нарушает санкционные правила. Зачастую такая оговорка получается «зеркальной», то есть контрагент просит аналогичного подтверждения и от самого «ЕвроХима». Кроме того, в трудовые договоры с сотрудниками включается требование не нарушать все 12 зон комплаенса, которые существуют в компании. «Расторгнуть договор в российском законодательстве по такому основанию крайне сложно, но мы пытаемся», – поделился он.

Сергей Таут из «Пепеляев Групп» коснулся еще одной обширной темы – антикоррупционного комплаенса. В 2018 году выявлено около 231 000 нарушений антикоррупционного законодательства, а общий размер штрафных санкций превысил 900 млн руб. – вот почему эта практика особенно важна в России.

По его словам, национальный план по противодействию коррупции предусматривает стимулирование компаний к внедрению внутренних антикоррупционных стандартов и комплаенса. Но пока конкретных предложений на этот счет нет.

«Мерами стимулирования антикоррупционного комплаенса могло бы стать дополнение ст. 19.28 КоАП (устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица – «Право.ru») положением о том, что смягчающим обстоятельством может стать выполнение процедур антикоррупционного комплаенса.

Возможно, стоит предоставить компаниям, соблюдающим антикоррупционный комплаенс, некие преимущества на госзакупках.

Комплаенс и этика

Участники обсуждения обратили внимание на тот факт, что комплаенс неразрывно связан с этикой. В «ВымпелКоме» делают акцент на этическое лидерство: вовлеченность члена совета директоров в продвижение деловой этики, рассказал Ильсур Ахметшин, вице-президент компании и директор по деловой этике и комплаенсу. По его словам, руководство компании придерживается «принципа абсолютного неприятия коррупции при ведении бизнеса» и ожидает того же от работников компании. Вне зависимости от должности, стажа и опыта работы или заслуг нарушители антикоррупционных требований понесут ответственность.

Сфера антикоррупционного комплаенса ближе всего соотносится с нормами этики, деловой этики и морали.

Сергей Таут, эксперт «Пепеляев Групп» 

«Этика и комплаенс соотносятся с собой как вода и чай. Чай состоит главным образом из воды. Чай включает и другие составляющие, но все равно в основе будет вода. Чтобы был хороший и качественный комплаенс, должна развиваться деловая этика. По-другому невозможно», – уверен Ахметшин.