ПРАВО.ru
Практика
24 марта 2020, 17:25

ВС объяснил, когда туристу положена компенсация

ВС объяснил, когда туристу положена компенсация
Если вы купили турпоездку, но не смогли поехать в нужные даты, то это вовсе не означает, что деньги сгорят. Когда сумму можно вернуть обратно, разобралась коллегия по гражданским спорам Верховного суда. Она рассмотрела спор между туроператором «Библио-Глобус» и туристом, который был вынужден отказаться от отпуска из-за болезни. Суд разобрался, должен ли туроператор возвращать деньги, если клиентка вела юридически важную переписку с турагентом, но потом его ликвидировали.

28 мая 2015 года Анна Воронова* купила тур в Болгарию через ООО «ТК Алина Тур» (турагент). Оператором было ООО «Библио-Глобус Оператор». Воронова заключила договор с турагентством, заплатила за тур 53 800 руб., но за неделю до запланированного отпуска ее положили в больницу. 

Она поняла, что от поездки в забронированные даты придется отказаться, и попросила турагента перенести даты поездки с доплатой в 20 000 руб. Но в компании на это не пошли. Турагент отправил Вороновой письмо с отказом. Там было написано, что за перенос тура надо доплатить не 20 000, а 45 000 руб. Минимизировать расходы у туроператора без заявления об аннулировании тура невозможно. Тогда Воронова направила турагенту претензию с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Но и в этом агент отказал. Компания «Алина Тур» сообщила, что ее фактически понесённые расходы перед туроператором составили 51 078 руб., следовательно, эту сумму клиенту не вернут. Возможен только возврат агентского вознаграждения – 2722 руб.

Тогда Воронова подала в суд на туроператора (компанию, которая являлась турагентом, ликвидировали, поэтому производство в отношении нее суд прекратил). Воронова требовала вернуть потраченное, а также выплатить компенсацию и штраф. В первой инстанции ее ждал отказ. Суд прислушался к доводам ответчика и указал, что общество «Библио-Глобус Оператор» не нарушило права истицы по бронированию турпродукта или отмене и исполнило все обязательства. Кроме того, оператор не получал заявлений об аннулировании тура, а заявление о расторжении договора истица направила уже в период турпоездки, отмечено в решении

Но апелляция поддержала заявительницу. Там исходили из того, что поездка Вороновой не состоялась по независящим от неё причинам – из-за экстренной госпитализации. Факт подтверждён документами, и представитель ООО «Библио-Глобус Оператор» этого не оспаривал. При этом суд отметил, что заявительница неоднократно сообщала турагенту о возникших обстоятельствах, то есть у него было время сократить расходы на тур. Но турагент не проинформировал туроператора о госпитализации, поэтому путевку не аннулировали. При этом суд подчеркнул: ответственность за качество исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. Суд обязал оператора выплатить Вороновой требуемую сумму.

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Сергея Асташова сочла вывод апелляции верным и не нашла оснований для пересмотра определения (дело № 78-КГ19-57). Отношения между сторонами спора регулирует закон о защите прав потребителя, указал ВС. При этом в определении подчеркнули, что основную ответственность перед туристом действительно несет туроператор. 

«Реализация туристского продукта может осуществляться на основании договора туриста с турагентом. Туроператор и турагент отвечают перед туристом самостоятельно, при этом, согласно общему правилу, за неоказание или за ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт, ответственность несёт туроператор», – из определения ВС.

По п. 2 ст. 782 ГК и ст. 32 закона о защите прав потребителей турист вправе отказаться от исполнения договора о путевке в любое время при условии оплаты туроператору фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по этому договору, напомнил ВС. Доказать несение расходов должен продавец. При этом обе стороны могут потребовать расторгнуть договор при существенном изменении обстоятельств (ч. 5–6 ст. 10 № 132-ФЗ). К ним относится и невозможность совершить поездку по независящим от лица причинам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). 

В деле Воронова сообщила о наличии таких обстоятельств и подтвердила их документами. К тому же в ее договоре не был указан конкретный туроператор, хотя фактически деньги получил «Библио-Глобус», указал суд, но туриста об этом не проинформировали. При таких обстоятельствах возложить на оператора ответственность нельзя: в ситуации виноват агент, указал ВС. Суд принял решение оставить без изменений определение апелляции, удовлетворяющее требования заявительницы, и отказался пересмотреть решение по заявлению оператора, который в итоге должен компенсировать Вороновой затраты.

* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией.