ПРАВО.ru
Практика
22 июня 2020, 20:06

Антимонопольное право: новые вызовы пандемии

Антимонопольное право: новые вызовы пандемии
Корпоративные юристы и консалтеры обсудили сегодня на конференции Право.ru, как пандемия коронавируса отразилась на работе ФАС, почему назрела необходимость принятия пятого антимонопольного пакета и в чем смысл правила "третий лишний". А представители бизнес-сообщества объяснили, почему они выступают против законопроекта об ужесточении ответственности за картели.

Пандемия коронавируса

Пандемия существенным образом повлияла на многие процессы, и участники рынка были вынуждены адаптировать свои бизнесы под новую реальность. Это требует большего контроля, а в некоторых случаях – ручного управления. Осуществление такого контроля сопряжено с риском нарушения запрета антиконкурентной координации, который установлен в Законе о защите конкуренции. "Кризисные явления, которые мы сейчас наблюдаем, отражаются на участниках рынка. Многие отрасли были вынуждены прекратить работу. Ситуация меняется, и вместе с ней меняются вызовы", - считает Андрей Рего, директор Департамента управления регуляторными рисками МТС. 

"Из-за пандемии коронавируса возникли сложности на каждом звене цепочки поставки. Производителям стало проблематично планировать производство из-за скачков спроса, накопления остатков, роста расходов при удорожании логистики и колебаний курсов валют. Отсутствие актуальной информации о рынке и его сегментах (включая регионы) сделало невозможным оперативное реагирование. У дистрибьюторов возникла необходимость переключения поставок на наиболее активные каналы", - говорит партнер Antitrust Advisory Antitrust Advisory Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право   Александр Егорушкин. По его словам, субдистрибьюторы столкнулись с дефицитом ликвидности в связи с относительно небольшим оборотным капиталом и ростом дебиторской задолженности. Проблемы также возникли у ритейлеров и заказчиков. 

Санитарно-эпидемиологические условия затруднили проведение антимонопольных проверок, которые были крайне необходимы в разгар пандемии. "Цены на медикаменты, продукты питания и народного потребления резко выросли. Но мы справились с этой проблемой. Пандемия научила экономить средства и ресурсы. У нас тщательно отработаны антимонопольные процедуры для мирного времени, но в условиях карантина некоторые возбужденные дела пришлось откладывать", - говорит начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. "В целом мы наладили онлайн-рассмотрение. Сегодня режим проведения наших комиссий в режиме онлайн является преимущественным, мы хотим его продолжать и дальше. Вопросы, связанные с использование государственной или коммерческой тайны еще есть, но мы их решим. За этим будущее", - считает Артем Молчанов, начальник Правового управления ФАС.

Во время пандемии мы быстро перешли на дистанционные методы. Мы работали семь дней в неделю, получали информацию со всей страны и оперативно ее обрабатывали. Мы сделали большой акцент на профилактике нарушений - и это дало положительные плоды

Андрей Цариковский, статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС 

ФАС в период пандемии активно использовала превентивные инструменты - антимонопольное предупреждение и предостережение. "Мы делали акцент на этих инструментах, поскольку они являются наиболее действенными. Пострадавшая сторона быстро получает решение своих вопросов, а нарушитель - возможность принять меры, чтобы нивелировать последствия. Эти инструменты прошли проверку временем и пандемией и показали большой потенциал для развития", - говорит Молчанов. Несмотря на положительный эффект предупреждения и предостережения, Молчанов уверен: нужно донастраивать предупреждение в отношении злостного нарушителя, в частности, оно должно иметь конечное числовое значение. "Нельзя бесконечно предупреждать. В некоторых случаях есть оконченное правонарушение, поэтому предупреждение уже не особо эффективно. Мы будем обсуждать возможности его расширения", - отметил Молчанов. 

В период пандемии мы очень эффективно использовали отдельные механизмы быстрого реагирования: предостережения и предупреждения. С их помощью мы добивались либо снижения цены, либо отказа от ее повышения

Сергей Пузыревский, заместитель руководителя ФАС

Картельный сговор

Из-за пандемии коронавируса было принято постановление Правительства, которое ограничило проверки, в т.ч. по картелям. "Это была инициатива Минэкономразвития с целью снизить давление на бизнес в сложной экономической ситуации. До этого антимонопольные органы страны могли инициировать проверки самостоятельно, теперь вместо них такое право получили прокуроры. Но их количество превышает количество территориальных управлений ФАС, поэтому и количество проверок увеличилось", - рассказал Тенишев. Тем не менее, по словам статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского, во время пандемии ведомство создало оперативный штаб, который уделял картелям особое внимание.

1-2% ВВП
- столько российская экономика ежегодно теряет из-за картелей.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который ужесточит уголовную ответственность (ст. 178 УК) за заключение картельных соглашений (№ 848246-7). ФАС поддерживает такую инициативу, поскольку картель - самое опасное из антимонопольных нарушений, при этом наиболее картелизованными являются социально значимые отрасли экономики (фармацевтический рынок, строительство, ЖКХ).

Однако бизнес-сообщество выступает против принятия законопроекта. Адвокат, управляющий партнер ЮК Каменская & партнёры Каменская & партнёры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание Татьяна Каменская предлагает сконцентрировать внимание на борьбе с крупнейшими картелями путем повышения порогов привлечения к уголовной ответственности, рассматривать в качестве преступления только заключение картеля на торгах, исключить возможность квалификации трудового коллектива в качестве организованной группы и рассматривать картель при отсутствии квалифицирующих признаков как преступление небольшой тяжести.

Деловое сообщество считает, что ряд мер, которые предлагает ФАС, чрезмерны. Мы активно ведем свою деятельность по недопущению принятия законопроекта об ужесточении ответственности за картели

Татьяна Каменская, адвокат, управляющий партнер ЮК Каменская & партнёры Каменская & партнёры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание  

Пятый антимонопольный пакет

На структуру рынков влияет не только эпидемиологическая ситуация, но и цифровизация экономики. Существенно повышается роль цифровых платформ и информации, географические границы рынка перестают существовать, взрывные технологии меняют отношение к традиционному временному интервалу исследования. Поэтому стала очевидна важность принятия пятого цифрового антимонопольного пакета поправок. Он установит новые критерии доминирующего положения на рынке. Оно будет определяться по владению программой, которая используется для заключения сделок продавцов и покупателей, и сетевым эффектам (зависимости потребительской ценности товара от количества потребителей). Если доля более 35% на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок, положение также будет считаться доминирующим. С введением пятого антимонопольного пакета появится новый критерий предварительного согласования сделок – объем сделки более 7 млрд руб. "Пятый антимонопольный пакет предполагает, что использование ценового алгоритма станет отягчающим обстоятельством при ответственности за картель, а правила допустимости распространятся на все случаи координации экономической деятельности", - рассказал Сергей Пузыревский, заместитель руководителя ФАС.

Нельзя говорить, что пятый антимонопольный пакет может быть достаточным источником регулирования - к нему нужны разъяснения. Концепция цифровой платформы необходима, но недостаточна

Марат Мурадов, партнер, руководитель практики конкурентного права и комплаенс Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) Профайл компании  

В случае принятия пятого антимонопольного пакета при контроле экономической концентрации ФАС обеспечит очный порядок рассмотрения ходатайств и максимальную открытость информации. "Меняется институт обжалования и форма его реализации. Мы уходим от бумаги, переходим в электронную плоскость. Ограничения в части обжалования будут проверяться в автоматическом порядке с помощью контрольного органа. Механизм контроля в ближайшей перспективе полностью перейдет в электронную форму", - сообщил Роман Семенов, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС.

Оперативное получение актуальной рыночной информации – важное условие для планирования на рынке с быстро меняющейся конъюнктурой

Александр Егорушкин, партнер Antitrust Advisory Antitrust Advisory Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право  

Третий лишний

Закон о закупках № 44-ФЗ предусматривает национальный режим при осуществлении закупок в отношении участников, предлагающих продукцию, страной происхождения которой не является государство-член ЕАЭС. Национальный режим имеет две формы: полный запрет на допуск товаров иностранного производства и ограничение на допуск. "Например, закупить иностранные чулки или троллейбус невозможно. В отношении других категорий иностранные товары подлежат закупке только в случае, если не предлагаются отечественные - такое ограничение называется правилом "третий лишний". Однако с ними есть ряд технических проблем. Например, отсутствует единое правило определения страны происхождения товара", - говорит Александр Гаврилов, старший юрист BIRCH LEGAL BIRCH LEGAL Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право Профайл компании . По его словам, ФАС последовательно придерживается осторожной позиции в отношении правила третий лишний. "Правительство приняло постановление от 30 апреля 2020 года N 617, которое существенно расширило область применения этого правила. Значит, потенциально увеличится количество обжалований, а сфера применения ограничений будет расширяться", - считает Гаврилов.