ПРАВО.ru

Артур Рохлин: «Ни одна крупная компания сегодня не защищена от нарушений»

Артур Рохлин: «Ни одна крупная компания сегодня не защищена от нарушений»
Партнёр юрфирмы «Инфралекс» Артур Рохлин рассказал «Право.ru» о проблемах с картельными сговорами, «фантомных картелях» и трендах в антимонопольном регулировании. Он объяснил, в какой плоскости лежат сегодня главные антимонопольные риски для бизнеса и чего не хватает антимонопольному регулированию.

О развитии антимонопольной сферы в России

Антимонопольное законодательство и правоприменительная практика показывают достаточно высокий уровень развития антимонопольной сферы в России. ФАС дорабатывает законодательство, чтобы оно отвечало новым экономическим вызовам и восполняло пробелы, разъясняло особенности применения законодательных норм.

Важнейший положительный аспект активной позиции ФАС – плотное взаимодействие с Ассоциацией антимонопольных экспертов. Это сотрудничество позволяет ориентироваться на лучшие мировые практики при формировании подходов к антимонопольному регулированию, а в ряде случаев дает возможность вырабатывать либеральные подходы к регулированию в сфере конкуренции.

Вместе с тем нельзя говорить о том, что все территориальные управления ФАС понимают и корректно применяют регуляторные нормы. 

Многое зависит от конкретных персоналий и в регионах, и в центральном аппарате.

К тому же деятельность антимонопольного органа напрямую зависит от политики государства в области регулирования экономики. С учетом общего тренда на усиление роли государства и формирование экономической модели, базирующейся на высокой концентрации экономических ресурсов, некоторые полномочия ФАС невозможно реализовать.

О направлениях действий ФАС

Традиционно антимонопольное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях – это картели и злоупотребление доминирующим положением.

В сфере картельных сговоров, учитывая текущее состояние нормативного регулирования и правоприменительной практики, выявить и доказать его [сговор] крайне затруднительно. Особенно сговоры на торгах. Тенденция к огосударствлению экономики создает дополнительные препятствия для регулирования ФАС этой сферы. В результате государство несет прямые убытки. В особенности это касается такой области, как гособоронзаказ.

Также сложившееся положение вещей иногда способствует использованию «фантомных картелей» в конкурентной борьбе. 

Зачастую картели находят там, где их нет, потому что предвзято трактуют нормы законодательства. Есть примеры использования угрозы наказания за такой «сговор» в целях удержания цен на отдельные группы товаров, по сути, административными методами. А это мешает нормальному рыночному регулированию и развитию рынка в целом.

Артур Рохлин, партнер Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) Профайл компании

О цифровых рынках

Цифровые рынки – это один из главных новых вопросов нормативного регулирования во всем мире. При бурном развитии цифровизации нормативное регулирование этой сферы не устоялось. 

Антимонопольное право, к сожалению, не может забежать вперед. Даже на уровне законопроектов инициативы ФАС по регулированию этой области содержат не до конца выверенные формулировки. Используемый понятийный аппарат не позволяет однозначно трактовать предлагаемые положения законодательства. Это при их принятии может породить большое количество конфликтных ситуаций, влияющих как на участников цифровых, так и смежных товарных рынков.

Чего не хватает в антимонопольном регулировании

Чувствуется недостаток регулирования в сфере цифровых рынков. Это тренд ближайших 5–10 лет. Для формирования адекватной нормативной базы и ее своевременного развития в соответствии с потребностями рынка требуются особые усилия государства, ФАС России и экспертного сообщества.

Необходимы более четкие и прозрачные правила анализа товарных рынков. Практически отсутствуют правила определения сопоставимых рынков. В результате не работают положения законодательства в части определения монопольно высокой цены. Даже на уровне подразделений центрального аппарата ФАС России мы встречаемся с различными методами анализа в сходных ситуациях.

Требуется дополнительное регламентирование процедуры проведения проверок антимонопольной службы в целях обеспечения реализации конституционных прав проверяемого бизнеса на защиту от необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

О главных рисках для бизнеса

Сегодня антимонопольное законодательство могут нарушать сотрудники компаний, если нет соответствующих корпоративных процедур управления и контроля антимонопольных рисков. 

Фактически любая крупная компания сегодня не защищена от такого рода нарушений.

Необходимо внедрять процедуры внутреннего антимонопольного контроля. Модель управления антимонопольными рисками в каждой компании сугубо индивидуальна и базируется на операционной модели бизнеса. Недостаточно разработать нормативные документы или обучить персонал. Необходим тщательный анализ текущей деятельности для выявления «узких» мест, где есть возможность недобросовестных действий должностных лиц, разработка компенсирующих процессов или мероприятий, а также системы мотивации персонала на работу в рамках законодательных норм и внутренних нормативных актов компании.

Юристов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, тем более в конкретной отрасли, можно пересчитать по пальцам одной руки.